Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Златая цепь…"

Приобретая ювелирные изделия, россияне преследуют по большей части не эстетические, а сугубо прагматические цели — сберечь свои средства от инфляции и возможных кризисов. Поэтому на нашем «драгоценном» рынке преобладают низкокачественные украшения, произведенные в странах «третьего мира» и ввезенные в обход таможни.За 8 месяцев нынешнего года российские ювелиры произвели 10 млн. 516 тыс. штук ювелирных изделий из золота, что на 23,3% больше, чем за тот же период 2001 года, и 6,6 млн. штук изделий из серебра (больше на 13,3%). Такие данные приводит Союз золотопромышленников РФ.
По словам президента Гильдии ювелиров РФ Алексея Рыбакова, ювелирный рынок России оценивается в $1 млрд. На нем работают более 500 официально зарегистрированных предприятий, и более половины официального производства сосредоточена всего на 13 крупных предприятиях. В переработке драгоценных металлов и камней лидируют смоленский «Кристалл», АК «АЛРОСА», АООТ «Русские самоцветы», Костромской ювелирный завод, ОАО «Красноярский завод цветных металлов». В последнее время появились и новые игроки: ГМК «Норильский никель», Московский завод по обработке спецсплавов. Вместе они могут ежегодно потреблять около 50 тонн золота на сумму $500 млн. и более 100 тыс. карат бриллиантов.
Рост производства ювелирных изделий в России обусловлен двумя причинами. Первая, касающаяся любого рынка предметов потребления не первой необходимости, — рост доходов населения. В России, где еще сильны традиции (особенно среди сравнительно малообеспеченных граждан) хранения сбережений в драгоценностях, траты «свободных» средств на приобретение ювелирных изделий в периоды экономической стабильности возрастают. Это видно и из структуры спроса: по данным Гильдии ювелиров РФ, в 2001 году на долю украшений стоимостью менее 3000 руб. ($100) пришлось 13,2% продаж, тогда как на представляющие художественную ценность изделия дороже 60 000 руб. ($2000) — всего лишь 0,3%.
Есть и еще одна причина видимого расширения «драгоценного» рынка: постепенный переход производителей «ювелирки» из тени на легальное положение. Не последнюю роль в этом процессе сыграл президентский указ «О порядке ввоза и вывоза драгоценных камней и драгоценных металлов», который значительно упростил процедуру экспорта.
Впрочем, до полной легализации этого рынка еще далеко. По оценке ГУБЭП МВД, доля «левой» ювелирной продукции в России составляет 60—75%, часть из которых приходится на изделия внутреннего производства, а часть — на импортные. Только в прошлом году Пробирная палата изъяла из оборота 4310 изделий из золота и 1111 изделий из серебра с фальшивыми клеймами, вовсе без клейм — 2718 золотых изделий и 11 372 серебряных изделия.
Самая значительная доля «подпольных» драгоценностей обеспечивается за счет ввоза низкокачественных, зато дешевых турецких, китайских, индийских изделий. Большая часть таких украшений реализуется в российских регионах, где покупательная способность населения ниже, чем в столицах, где предпочтения потребителей отдаются европейской «ювелирке».
На сегодняшний день Россия занимает 6-е место по добыче золота и лишь 36-е — в производстве изделий из него. В целом же наша доля в мировом производстве ювелирных изделий составляет всего лишь 0,4%.

Производство ювелирных изделий в России (млн. долл.)*

1994312,3
1995272,5
1996253,7
1997215,9
1998117,0
1999101,0
2000110,1
2001137,7

* По данным Национальной ассоциации ювелирной торговли РФ.

Предпочтения россиян при покупке ювелирных изделий (%)

Практического назначения (часы, обручальные кольца)20%
Для повседневного пользования (легковесные кольца и серьги, цепи и браслеты традиционного стиля с камнями или без них)45%
Изделия модного молодежного направления (пирсинг, ножные браслеты, поясные цепи)4%
Изделия нестандартного дизайна (тяжеловесные цепи, браслеты, кресты и т.д.)16%
Для представительских целей (дорогостоящие ювелирные изделия с крупными драгоценными или редкими камнями)10%
Предметы обихода из драгоценных металлов и камней (письменные и столовые приборы и т.д.)5%

* По данным Национальной ассоциации ювелирной торговли РФ.

* По данным Национальной ассоциации ювелирной торговли РФ.

За первое полугодие нынешнего года импорт подсолнечного масла в Россию составил 46,2 тыс. тонн (на сумму $24,3 млн.). Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные предоставил Государственный таможенный комитет РФ.
Это вызвано значительным сокращением внутреннего производства. Ведь в прошлом году в России наблюдалось значительное (на 30%) снижение урожая подсолнечника — из-за плохих погодных условий и из-за уменьшения посевных площадей под этой культурой. Последнее связано с введением в феврале 2001 года 20-процентной экспортной пошлины на семена подсолнечника. Таким образом власти попытались заставить хозяйства, специализировавшиеся на производстве семян подсолнечника, переориентироваться с экспорта на внутренний рынок. Однако замысел не удался: крестьяне, для которых введение пошлин сделало выращивание подсолнечника невыгодным, просто сократили посевные площади под него.
По оценке аналитиков Института аграрного маркетинга, емкость отечественного рынка растительных масел сегодня составляет 1,85 млн. тонн. На долю подсолнечного масла приходится 1,3 млн. тонн, из которых российская «семечка» смогла в 2001 году обеспечить всего 1 млн. тонн. Понятно, что разница между потребностями и внутренним производством была компенсирована импортом. Такое же положение сохраняется и поныне.
Наиболее широко на отечественном рынке растительных масел представлены такие импортные марки, как «Злато» (Аргентина), «Олейна» (Украина), Ideal (Аргентина).

Динамика производства и импорта подсолнечного масла в России (тыс. тонн)*

ГодПроизводствоИмпорт
1998735,8230,4
1999817,9299,5
20001297,7127,6
20011100,0230,0

* По данным Национальной ассоциации ювелирной торговли РФ.

* По данным Национальной ассоциации ювелирной торговли РФ.

* По данным Госкомстата и ГТК РФ.

В 2002 году российская цементная промышленность произведет 40 млн. тонн цемента, что на 10% больше, чем в прошлом году. Такой прогноз сделал президент ОАО «Штерн Цемент» Владимир Штернфельд.
Ежегодный рост производства, по мнению аналитиков, связан в основном с ростом потребления в строительной отрасли, на чью долю приходится около 95% потребления цемента (еще 5% продается в розницу населению).
По оценкам аналитиков, производство цемента в России на 98% удовлетворяет нынешние запросы строительных предприятий и организаций (недостающие 2% импортируются из Турции и Украины). Но уже к 2004 году, по данным Минэкономразвития, потребность в цементе достигнет 70 млн. тонн (при предполагаемом производстве в 50 млн. тонн), что приведет к необходимости наращивания импорта: в своем нынешнем виде отрасль не в состоянии справиться с таким ростом запросов. Ведь последние двадцать лет практически не проводилось инвестирование в новые производства в цементной промышленности, что привело к износу основных ее фондов до 75%. В результате за последнее десятилетие производство цемента сократилось втрое.
Основными производителями цемента в России сейчас являются предприятия компании «Штерн Цемент», «Альфа-Цемент — Holcim» и Lafarge, объединившая Воскресенский цементный завод, ОАО «Воскресенскцемент» и ОАО «Афанасьевский карьер».

Производство цемента в России (млн. тонн)*

199627,8
199726,7
199826,0
199928,5
200032,4
200135,0

* По данным Национальной ассоциации ювелирной торговли РФ.

* По данным Национальной ассоциации ювелирной торговли РФ.

* По данным Госкомстата и ГТК РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, СВЕТЛАНА ПЕРЦОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, ЮЛИЯ МЕДВЕДЕВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK