Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Знакомьтесь: самая «жесткая»сибирская акула"

В свои 34 года Дерипаска — номер 1 в алюминиевой отрасли и производстве автобусовОлег Дерипаска поднялся высоко. Всего пять лет назад он был не очень известным олигархом местного масштаба, управлявшим Саянским алюминиевым заводом, четвертым по величине российским алюминиевым предприятием, для лондонской Trans-World Group. Теперь в свои 34 года он генеральный директор и совладелец «Русского алюминия» («РусАл»), компании с $4-миллиардным оборотом, лидера российской алюминиевой отрасли, где некогда кипели криминальные войны и жестокие убийства были в порядке вещей. «РусАл» контролирует 70% алюминиевой отрасли, а по масштабам с компанией может соперничать только американская Alcoa Inc. Дерипаска также монополист в производстве автобусов в России и владелец второго по величине российского автогиганта — Горьковского автомобильного завода.
Конкуренты жалуются на штурмовые методы Дерипаски. Его жесткий ответ: «Это бизнес». Сам бы он сказал, что у него всего две опасные черты: острый как бритва ум и невероятная способность к вычислениям, отточенная на занятиях по квантовой механике в Московском государственном университете. Но именно такой ум позволил ему сделать жизненно важный вывод: делать большие деньги в российском бизнесе на этом этапе экономического развития можно, только занимая доминирующее положение на рынке.
Эта философия помогла ему проделать большой путь. В 1997 году он и его партнеры перехватили контроль над Саянским заводом, выпустив дополнительные акции, размывшие активы Trans-World. Два года спустя он купил большую долю акций Николаевского алюминиевого завода. Хотя это предприятие находится на Украине, оно было главным поставщиком сырья для производства алюминия в России. Вскоре Дерипаска стал «подрезать» поставки Романа Абрамовича, в 2000 году выкупившего у Trans-World принадлежащую группе долю, чтобы стать крупнейшим русским алюминиевым бароном. Абрамович сдался, и произошло слияние, в результате которого появился «РусАл». «Ему надо было или сворачивать производство, или идти на соглашение с нами», — спокойно поясняет Дерипаска. Сейчас этот магнат обратил свой взор на плохо развитую российскую лесную промышленность.
Точка зрения этого металлургического короля на экономику часто не совпадает с философией свободного рынка команды президента Владимира Путина. Четче всего это проявляется в его оппозиции к вступлению России в ВТО. Уже больше года он лоббирует в правительстве повышение таможенных пошлин на ввоз подержанных автомобилей. По его мнению, этот шаг должен удержать его автозавод на плаву, но он же способен отодвинуть вступление России в ВТО, а то и вовсе поставить на нем крест.
У Дерипаски полно и других идей о совершенствовании экономической политики России. Только вот на пути реализации этих идей могут возникнуть препятствия. Взять хотя бы то, что, агрессивно приобретая основные средства производства, он нажил себе немало врагов. Пострадавший от Дерипаски бывший алюминиевый олигарх Михаил Живило подал против него и его партнеров иск в нью-йоркский суд на $3 млрд., утверждая, что ответчики захватили контроль над некогда принадлежавшим ему сибирским металлургическим комбинатом при помощи мошенничества, шантажа и угроз, в том числе угрозой убийства. Дерипаска обвинения отвергает.
И все же Дерипаска хорошо понимает, что у таких олигархов, как он, есть проблемы с имиджем. Поэтому он принимает меры: приводит бухгалтерию «РусАла» в соответствие с американскими общепринятыми принципами бухучета и учится на курсах в London School of Economics, чтобы повысить свой рейтинг в дебатах по проблемам российской экономики. Остается только подождать и посмотреть, достаточно ли этого, чтобы избавиться от запачканной репутации, приобретенной Дерипаской по пути к вершине самой суровой отрасли промышленности в России.

Кэтрин Белтон (Catherine Belton) в Москве. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK