Среднестатистический трудоголик проводит в рабочем кабинете гораздо больше времени, чем в своей квартире, -- казалось бы, уважительная причина для того, чтобы обустроить офис комфортно и стильно. Однако большинство российских кабинетов до сих пор оформляется по правилам советского дизайна.Тронное место
Зачастую понятие "интерьер" в российских офисах начинается и заканчивается в кабинете начальника. Расходы на его обстановку до сих пор составляют большую половину средств фирмы, предназначенных для приобретения новой обстановки. Ценовая планка в $10 тысяч держится уже около 10 лет, невзирая на кризисы и модные веяния. Слишком многое поставлено на карту, ведь обстановка кабинета -- такой же важный атрибут делового человека, как костюм или автомашина. Купишь стол хуже (читай -- дешевле), чем у соседа, -- тут же поползут слухи, что дела на фирме идут неважно. Тотальная зависимость от норм, принятых в деловой среде, привела к тому, что обстановка в большинстве начальственных кабинетов носит явный отпечаток советской стилистики. Это самый консервативный сегмент рынка. Кабинет руководителя выполняет демонстрационную (а то и устрашающую) функцию: огромное кожаное кресло, массивный стол темного дерева, ковровая дорожка -- в общем, "стоять, бояться!". Обязателен приставной "нос" -- так называемая брифинговая тумба, которая приставляется впереди стола руководителя для переговоров. Говорят, что она вошла в офисную моду при Борисе Ельцине. Материал, из которого делается мебель для шефа, также не меняется десятилетиями. Стол, как правило, изготавливается из массива (цельные куски редких древесных пород), гораздо реже используется шпон (тонкий слой из чистого дерева, которым покрываются видимые части мебельного гарнитура). При этом выбор "директорского" дерева -- вопрос риторический. Большинство потребителей имеют смутное представление о том, чем отличается столешница из палисандра от своей "товарки" из корня гондурасского ореха. Зато звучит! Основные атрибуты классического кабинета -- стол с толстой массивной столешницей и закрытыми деревянными панелями на фасаде, которые могут быть украшены золотой или серебряной инкрустацией. Кресла и диван, естественно, кожаные. Массивные закрытые шкафы -- опять же из дорогого дерева. В таком кабинете вы ни в коем случае не обнаружите никаких деталей из стекла и металла. Повторим, что кабинет руководителя, обставленный по самому высокому разряду в классическом стиле, обойдется приблизительно в $10 тысяч (см. таблицу). В эту цену войдет все необходимое для жизни и статуса: рабочий стол, стол для переговоров, шкафы и тумбы, рабочее кресло, диван для отдыха, а также отделка стен, пола и потолка деревянными панелями в тон -- важное интерьерное дополнение для солидной и дорогой мебели. Впрочем, не все начальники останавливают свой выбор исключительно на классических гарнитурах. Среди российской деловой элиты медленно, но верно растет интерес к более современным интерьерам. Многие компании стараются таким образом подчеркнуть, что они идут в ногу со временем и пропагандируют современный стиль работы. Модный офисный дизайн встречается в офисе, например, Интернет-компании, дизайнерского бюро или фирмы, занимающейся высокотехнологичными разработками. Среди примет такого офиса -- использование "технократических" материалов, например стекла или железа. Вместо консервативной кожаной обивки кресел здесь чаще можно встретить интересно обработанный текстиль. Концептуальная задача подобного офиса -- сделать так, чтобы обстановка не давила на посетителя и хозяина, а создавала ощущение прозрачности и дополнительного пространства. Кстати, современный вид стоит не дешевле классики, а то и дороже, поскольку в большей степени предполагает творческий подход, который, как известно, оплачивается отдельно. Стойло для "рабочей лошадки"
Оперативную мебель теоретически подразделяют на мебель для менеджеров среднего звена и мебель для рядовых сотрудников. На практике же фирма частенько не делает различий между упомянутыми "кастами" и покупает всем одинаковый набор. Одна из причин подобного явления -- отсутствие предложения. Действительно, мебели для руководителей среднего звена производится очень мало. Нет достаточно качественного оборудования, и делать ее сложнее, чем мебель для персонала. Поэтому "наши" рядовые сотрудники и менеджеры сидят за одинаковыми столами (в лучшем случае руководящим работникам предложат кресло или стул поприличнее). Впрочем, это можно считать признаком демократичности. Еще одно правило, которое, к сожалению, является общим для наших офисов, -- на оперативной мебели стараются сэкономить: по оценкам маркетологов, средняя цена базового набора оперативной мебели достойного качества -- $500 за рабочее место, в то время как в мебельные магазины частенько захаживают клиенты с твердой установкой потратить не более $200 за место. И спрос на "дешевку" довольно устойчивый. Кроме дешевизны преимущество "рядовой" мебели в стилистическом разнообразии. Здесь позволительны вольности, неприемлемые в кабинете начальника: например, мягкие светлые тона в расцветке, использование нетрадиционных материалов -- стекла и металла. Здесь же уместно сэкономить на дорогом дереве, предложив его убедительную имитацию из меламина, ламината и других синтетических материалов, "маскирующих" мебель под чистое дерево. К тому же стол с покрытием из специальной пленки -- ламината -- может выдержать практически любые внешние воздействия. Без вольностей
Несмотря на подобную стилистическую "раскованность", большинство офисов российских обустраиваются удручающе стандартно: белые стены, прямоугольные черные столы, выстроенные по линиям, черные же стулья и кресла. Это практичный, но не самый лучший вариант обустройства. Одна из причин черно-белого "стиля" заключается в том, что большинство покупателей оформляют офис сами, и лишь очень маленький процент привлекают к работе дизайнеров, которые могли бы что-нибудь посоветовать. Запад, например, давно отказался от официальной мебели в мрачных тонах. У нас же бизнесмены не могут понять, как вполне себе служебное кресло может быть обито "веселеньким ситчиком". Если внедрение новых расцветок в мир офисной мебели явно пробуксовывает, то другая модная тенденция -- возможность дополнить или перекомпоновать рабочее место по вкусу сотрудников -- успешно внедряется в жизнь. Самое распространенное решение -- стол с передвижной столешницей, который легко вмещает как два, так и три рабочих места в зависимости от задачи и размеров помещения. Среди совсем новых "мебельных" тенденций -- актуальное направление SoHo (Smoll offices and Home officescan) -- так называется сегмент рынка, занятый производством компактных рабочих мест, которые с успехом могут быть использованы как в офисе, так и дома. Уже сейчас многим работникам нет необходимости для выполнения своей работы выходить из дому. Достаточно иметь удобный и хорошо оборудованный "домашний офис". В Германии даже было проведено специальное исследование, посвященное данной проблеме, и ученые не исключают, что многие компании могут уже сейчас перейти к такой организации работы, когда весь офис будет представлен в одной комнате одним сотрудником. По мнению большинства экспертов, именно за мебелью класса SoHo -- будущее.
Среднестатистический трудоголик проводит в рабочем кабинете гораздо больше времени, чем в своей квартире, -- казалось бы, уважительная причина для того, чтобы обустроить офис комфортно и стильно. Однако большинство российских кабинетов до сих пор оформляется по правилам советского дизайна.Тронное место
Зачастую понятие "интерьер" в российских офисах начинается и заканчивается в кабинете начальника. Расходы на его обстановку до сих пор составляют большую половину средств фирмы, предназначенных для приобретения новой обстановки. Ценовая планка в $10 тысяч держится уже около 10 лет, невзирая на кризисы и модные веяния. Слишком многое поставлено на карту, ведь обстановка кабинета -- такой же важный атрибут делового человека, как костюм или автомашина. Купишь стол хуже (читай -- дешевле), чем у соседа, -- тут же поползут слухи, что дела на фирме идут неважно.
Тотальная зависимость от норм, принятых в деловой среде, привела к тому, что обстановка в большинстве начальственных кабинетов носит явный отпечаток советской стилистики. Это самый консервативный сегмент рынка.
Кабинет руководителя выполняет демонстрационную (а то и устрашающую) функцию: огромное кожаное кресло, массивный стол темного дерева, ковровая дорожка -- в общем, "стоять, бояться!". Обязателен приставной "нос" -- так называемая брифинговая тумба, которая приставляется впереди стола руководителя для переговоров. Говорят, что она вошла в офисную моду при Борисе Ельцине.
Материал, из которого делается мебель для шефа, также не меняется десятилетиями. Стол, как правило, изготавливается из массива (цельные куски редких древесных пород), гораздо реже используется шпон (тонкий слой из чистого дерева, которым покрываются видимые части мебельного гарнитура). При этом выбор "директорского" дерева -- вопрос риторический. Большинство потребителей имеют смутное представление о том, чем отличается столешница из палисандра от своей "товарки" из корня гондурасского ореха. Зато звучит!
Основные атрибуты классического кабинета -- стол с толстой массивной столешницей и закрытыми деревянными панелями на фасаде, которые могут быть украшены золотой или серебряной инкрустацией. Кресла и диван, естественно, кожаные. Массивные закрытые шкафы -- опять же из дорогого дерева. В таком кабинете вы ни в коем случае не обнаружите никаких деталей из стекла и металла.
Повторим, что кабинет руководителя, обставленный по самому высокому разряду в классическом стиле, обойдется приблизительно в $10 тысяч (см. таблицу). В эту цену войдет все необходимое для жизни и статуса: рабочий стол, стол для переговоров, шкафы и тумбы, рабочее кресло, диван для отдыха, а также отделка стен, пола и потолка деревянными панелями в тон -- важное интерьерное дополнение для солидной и дорогой мебели.
Впрочем, не все начальники останавливают свой выбор исключительно на классических гарнитурах. Среди российской деловой элиты медленно, но верно растет интерес к более современным интерьерам. Многие компании стараются таким образом подчеркнуть, что они идут в ногу со временем и пропагандируют современный стиль работы. Модный офисный дизайн встречается в офисе, например, Интернет-компании, дизайнерского бюро или фирмы, занимающейся высокотехнологичными разработками. Среди примет такого офиса -- использование "технократических" материалов, например стекла или железа. Вместо консервативной кожаной обивки кресел здесь чаще можно встретить интересно обработанный текстиль. Концептуальная задача подобного офиса -- сделать так, чтобы обстановка не давила на посетителя и хозяина, а создавала ощущение прозрачности и дополнительного пространства. Кстати, современный вид стоит не дешевле классики, а то и дороже, поскольку в большей степени предполагает творческий подход, который, как известно, оплачивается отдельно.
Стойло для "рабочей лошадки"
Оперативную мебель теоретически подразделяют на мебель для менеджеров среднего звена и мебель для рядовых сотрудников. На практике же фирма частенько не делает различий между упомянутыми "кастами" и покупает всем одинаковый набор. Одна из причин подобного явления -- отсутствие предложения. Действительно, мебели для руководителей среднего звена производится очень мало. Нет достаточно качественного оборудования, и делать ее сложнее, чем мебель для персонала. Поэтому "наши" рядовые сотрудники и менеджеры сидят за одинаковыми столами (в лучшем случае руководящим работникам предложат кресло или стул поприличнее). Впрочем, это можно считать признаком демократичности.
Еще одно правило, которое, к сожалению, является общим для наших офисов, -- на оперативной мебели стараются сэкономить: по оценкам маркетологов, средняя цена базового набора оперативной мебели достойного качества -- $500 за рабочее место, в то время как в мебельные магазины частенько захаживают клиенты с твердой установкой потратить не более $200 за место. И спрос на "дешевку" довольно устойчивый.
Кроме дешевизны преимущество "рядовой" мебели в стилистическом разнообразии. Здесь позволительны вольности, неприемлемые в кабинете начальника: например, мягкие светлые тона в расцветке, использование нетрадиционных материалов -- стекла и металла. Здесь же уместно сэкономить на дорогом дереве, предложив его убедительную имитацию из меламина, ламината и других синтетических материалов, "маскирующих" мебель под чистое дерево. К тому же стол с покрытием из специальной пленки -- ламината -- может выдержать практически любые внешние воздействия.
Без вольностей
Несмотря на подобную стилистическую "раскованность", большинство офисов российских обустраиваются удручающе стандартно: белые стены, прямоугольные черные столы, выстроенные по линиям, черные же стулья и кресла. Это практичный, но не самый лучший вариант обустройства. Одна из причин черно-белого "стиля" заключается в том, что большинство покупателей оформляют офис сами, и лишь очень маленький процент привлекают к работе дизайнеров, которые могли бы что-нибудь посоветовать. Запад, например, давно отказался от официальной мебели в мрачных тонах. У нас же бизнесмены не могут понять, как вполне себе служебное кресло может быть обито "веселеньким ситчиком".
Если внедрение новых расцветок в мир офисной мебели явно пробуксовывает, то другая модная тенденция -- возможность дополнить или перекомпоновать рабочее место по вкусу сотрудников -- успешно внедряется в жизнь. Самое распространенное решение -- стол с передвижной столешницей, который легко вмещает как два, так и три рабочих места в зависимости от задачи и размеров помещения.
Среди совсем новых "мебельных" тенденций -- актуальное направление SoHo (Smoll offices and Home officescan) -- так называется сегмент рынка, занятый производством компактных рабочих мест, которые с успехом могут быть использованы как в офисе, так и дома. Уже сейчас многим работникам нет необходимости для выполнения своей работы выходить из дому. Достаточно иметь удобный и хорошо оборудованный "домашний офис". В Германии даже было проведено специальное исследование, посвященное данной проблеме, и ученые не исключают, что многие компании могут уже сейчас перейти к такой организации работы, когда весь офис будет представлен в одной комнате одним сотрудником. По мнению большинства экспертов, именно за мебелью класса SoHo -- будущее.