25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "«Золотая маска» и что под ней"

Архивная публикация 2006 года: "«Золотая маска» и что под ней"

Александр Архангельский, интеллигент: Как было принято шутить во времена перестройки — золотое, кстати, было время! — не жизнь, а сплошной пир духа.Все последние недели в столице праздновали Всемирный день поэзии, в прокуренные кафе набивались молодые любители русского стиха, читали, обсуждали, даже соревновались, кто кого перечитает. Проводили открытый чемпионат Москвы среди поэтов: стихотворцы разбивались на команды, судьи внимательно слушали, голосовали — словом, торжество поэтической демократии!

Архангельский Александр, интеллектуал: Ага. Графоман на графомане сидит, графоманом погоняет. Вспомнили бы своего любимого поэта Пушкина: ох уж, эта республика словесности, кого хочет — казнит, кого хочет — милует. Литература — устройство аристократическое, даже монархическое; тут республиканизм во вред. А для общественной жизни, напротив того, пользительна демократия, авторитаризм вреден. У нас же все наоборот: в политической сфере демократии, и без того неполноценной, настал полный кирдык, а в поэтической она расцвела пышным цветом. Давайте меняться!

Александр Архангельский, интеллигент: Давайте. А разве у вас есть что предложить для обмена? Вы же сами сказали, нет в общественной жизни демократии; демократы меж тем имеются. Пускай хоть в поэзии эти умонастроения обретают выход. Что же до графомании… ну да, есть малость. Зато бездна обаяния. Но вот вам другой пример, тоже из области культуры; интересно, тут вы тоже найдете признаки торжествующего непрофессионализма? На этой неделе открылся тринадцатый, счастливый, фестиваль театрального искусства «Золотая маска». Опять мы получим возможность убедиться, что культурная Россия, театральная Россия давно уже не делится на центр и провинцию, не обособляет федеральные вершки от общенародных корешков: какие театры есть в провинции, закачаешься! Не хуже, а то и лучше московских.

Архангельский Александр, интеллектуал: Ну, качайтесь, качайтесь. Насчет профессионализма спорить не буду: зачем? Ваша правда, «маска» действительно золотая. Но проблема в связи с ней встает та же самая, что и в связи с демократизацией сегодняшней поэзии при угасании политической демократии. Вы на примере театрального фестиваля показали, как должен быть устроен истинный федерализм: равноправие центра и территорий, рассредоточение ресурсов и власти, обретение ресурсов роста за счет раскрепощения региональных сил. Но как раз театр-то всегда в России был императорский; ему лучше быть управляемым из единого центра, из одной финансовой точки, чтобы развиваться полноценно. А вот территориям спасительней быть куда более самостоятельными, чем они оказались после введения пресловутой вертикали власти. Снова все поставлено с ног на голову. То, что должно быть пронизано светом федерализма, погружено во тьму унитарной власти. То, что приспособлено для имперского величия, рассредоточено и сведено к федеральным потугам на величие.

Александр Архангельский, интеллигент: Да, красиво сказали. Пожалуй, запишу: свет федерализма, тьма унитарности… Насчет страны не знаю, но насчет театра вы тотально заблуждаетесь. Он расцветает не в имперских удушливых залах, а на просторе вольной провинциальной жизни. Оттуда, из гущи страны, всегда приходили великие актеры; маленькие подвижные театральные коллективы давали сто очков форы малоподвижным, ожиревшим императорским театрам. Ну да ладно. У меня ведь припасена еще одна культурная тема. Интересно, как вы ее за уши притянете к политике. В ночь с 30 на 31 марта состоялось бурное открытие фестиваля фотографии «Фотобиеннале-2006». Отлично! Или фотографическое искусство вам тоже чем-то не угодило?

Архангельский Александр, интеллектуал: Нет, отчего же? Этот нам компания, пускай живет! Отображает быстротекущую жизнь, говорит подчас больше, чем позволено сказать текстом. Вот газета «Ведомости» поставила на прошлой неделе в качестве главного снимка изображение первого в этом столетии солнечного затмения. Всем все понятно. Подпись — «затмение нашло» — даже лишней кажется. Правда, современная фотография все больше по части гламура да глянца, с вывертом, эстетством, правды жизни никакой, одно украшательство. Такая фотография мне по душе. А власть ею наверняка недовольна.

Александр Архангельский, интеллигент: Слушайте, кто вам так испортил настроение? Вы же брюзжите, прямо как настоящий Собакевич! Окститесь, Михайло Семенович! На дворе солнышко, весна, птички скоро запоют, не все же политикой исчерпывается!

Архангельский Александр, интеллектуал: Не все. Но слишком многое.



* Ведущий программы «Тем временем» («Культура»), литературный критик, многодетный отец.

** Обозреватель газеты «Известия», политический публицист, историк.

Александр Архангельский, интеллигент: Как было принято шутить во времена перестройки — золотое, кстати, было время! — не жизнь, а сплошной пир духа.Все последние недели в столице праздновали Всемирный день поэзии, в прокуренные кафе набивались молодые любители русского стиха, читали, обсуждали, даже соревновались, кто кого перечитает. Проводили открытый чемпионат Москвы среди поэтов: стихотворцы разбивались на команды, судьи внимательно слушали, голосовали — словом, торжество поэтической демократии!

Архангельский Александр, интеллектуал: Ага. Графоман на графомане сидит, графоманом погоняет. Вспомнили бы своего любимого поэта Пушкина: ох уж, эта республика словесности, кого хочет — казнит, кого хочет — милует. Литература — устройство аристократическое, даже монархическое; тут республиканизм во вред. А для общественной жизни, напротив того, пользительна демократия, авторитаризм вреден. У нас же все наоборот: в политической сфере демократии, и без того неполноценной, настал полный кирдык, а в поэтической она расцвела пышным цветом. Давайте меняться!

Александр Архангельский, интеллигент: Давайте. А разве у вас есть что предложить для обмена? Вы же сами сказали, нет в общественной жизни демократии; демократы меж тем имеются. Пускай хоть в поэзии эти умонастроения обретают выход. Что же до графомании… ну да, есть малость. Зато бездна обаяния. Но вот вам другой пример, тоже из области культуры; интересно, тут вы тоже найдете признаки торжествующего непрофессионализма? На этой неделе открылся тринадцатый, счастливый, фестиваль театрального искусства «Золотая маска». Опять мы получим возможность убедиться, что культурная Россия, театральная Россия давно уже не делится на центр и провинцию, не обособляет федеральные вершки от общенародных корешков: какие театры есть в провинции, закачаешься! Не хуже, а то и лучше московских.

Архангельский Александр, интеллектуал: Ну, качайтесь, качайтесь. Насчет профессионализма спорить не буду: зачем? Ваша правда, «маска» действительно золотая. Но проблема в связи с ней встает та же самая, что и в связи с демократизацией сегодняшней поэзии при угасании политической демократии. Вы на примере театрального фестиваля показали, как должен быть устроен истинный федерализм: равноправие центра и территорий, рассредоточение ресурсов и власти, обретение ресурсов роста за счет раскрепощения региональных сил. Но как раз театр-то всегда в России был императорский; ему лучше быть управляемым из единого центра, из одной финансовой точки, чтобы развиваться полноценно. А вот территориям спасительней быть куда более самостоятельными, чем они оказались после введения пресловутой вертикали власти. Снова все поставлено с ног на голову. То, что должно быть пронизано светом федерализма, погружено во тьму унитарной власти. То, что приспособлено для имперского величия, рассредоточено и сведено к федеральным потугам на величие.

Александр Архангельский, интеллигент: Да, красиво сказали. Пожалуй, запишу: свет федерализма, тьма унитарности… Насчет страны не знаю, но насчет театра вы тотально заблуждаетесь. Он расцветает не в имперских удушливых залах, а на просторе вольной провинциальной жизни. Оттуда, из гущи страны, всегда приходили великие актеры; маленькие подвижные театральные коллективы давали сто очков форы малоподвижным, ожиревшим императорским театрам. Ну да ладно. У меня ведь припасена еще одна культурная тема. Интересно, как вы ее за уши притянете к политике. В ночь с 30 на 31 марта состоялось бурное открытие фестиваля фотографии «Фотобиеннале-2006». Отлично! Или фотографическое искусство вам тоже чем-то не угодило?

Архангельский Александр, интеллектуал: Нет, отчего же? Этот нам компания, пускай живет! Отображает быстротекущую жизнь, говорит подчас больше, чем позволено сказать текстом. Вот газета «Ведомости» поставила на прошлой неделе в качестве главного снимка изображение первого в этом столетии солнечного затмения. Всем все понятно. Подпись — «затмение нашло» — даже лишней кажется. Правда, современная фотография все больше по части гламура да глянца, с вывертом, эстетством, правды жизни никакой, одно украшательство. Такая фотография мне по душе. А власть ею наверняка недовольна.

Александр Архангельский, интеллигент: Слушайте, кто вам так испортил настроение? Вы же брюзжите, прямо как настоящий Собакевич! Окститесь, Михайло Семенович! На дворе солнышко, весна, птички скоро запоют, не все же политикой исчерпывается!

Архангельский Александр, интеллектуал: Не все. Но слишком многое.



* Ведущий программы «Тем временем» («Культура»), литературный критик, многодетный отец.

** Обозреватель газеты «Известия», политический публицист, историк.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».