Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Золотой Рунет"

Желающих вложить миллионы долларов в русский Интернет — его еще именуют Рунет — становится все больше.Растет как на дрожжах. Разливается как река во время половодья. Распухает как раковая опухоль. Все это бледные и мало о чем говорящие эпитеты, если применить их к тому, что творится в мире с Интернетом. Ежедневно число запутавшихся в мировой «паутине» возрастает на несколько тысяч человек. Неменьшими темпами увеличивается число продаж через виртуальные магазины: по данным компании ActivMedia Research, в этом году общий объем электронной коммерции во Всемирной сети должен превысить $2 трлн. Для того чтобы опубликовать на бумаге всю размещенную в Интернете информацию, не хватит всех лесов планеты. Это просто какая-то лихорадка. Или точнее — пандемия. То есть эпидемия, приобретшая мировые масштабы.
Щупальца Всемирной кибер-сети постепенно опутывают и Россию. Темпы, конечно, несоизмеримы с западными. Если в США уже больше половины населения имеет доступ в Интернет, среди россиян таковых на сегодня всего около 1,5% (то есть около 2 млн.). Но главное — процесс пошел. По оценкам специалистов, через 3—4 года активно начнут пользоваться кибер-сетью около 10% жителей России — примерно 15 млн. человек.
Как всякий бурно развивающийся рынок, Интернет привлекает внимание инвесторов. Бизнес, связанный с куплей-продажей Интернет-сайтов — электронных «страничек», где можно разместить любую информацию и изображения,— в прошлом году имел мировой оборот $47 млрд. В нынешнем, по прогнозам компании Webmergers, этот рынок увеличиться в 5 раз и составит уже $250 млрд. Часть этой циклопической суммы попадет и в Рунет.
Как нас поймали сетью

Да, в России несовершенная банковская система, в которой кредитные карточки (а это основной расчетный инструмент в Интернет-торговле) занимают весьма скромное место. Да, у нас ужасные телефонные сети, а потому связываться с Рунетом сплошное мучение. И этот печальный перечень можно продолжить. Но! Но потенциальный рынок со 150 млн. достаточно грамотных (а значит, готовых к попаданию в Сеть) граждан упускать нельзя. А потому ряд иностранных и российских компаний недавно объявили о начале финансовой интервенции в российскую часть глобальной Сети.
Конечно, по сравнению с бурными финансовыми реками, текущими в Интернет на Западе, вложения в Рунет покажутся тонким ручейком. Пока речь идет о десятках миллионов долларов. Но лиха беда начало.
Елена Чернышкова, директор компании «Скейт», выступающей основным партнером фирмы Red-stars на российском рынке: «То, что творится сейчас в Рунете,— это запоздалая реакция на происходящее с Интернетом на Западе. Там Интернет сумел аккумулировать весьма внушительные средства, и, по мнению западных инвесторов, пришло время вкладывать деньги в российский Интернет. Понятно, что инвестиционный риск велик. Пока перспективные с точки зрения будущих прибылей сайты в Интернете можно купить совсем дешево. Но через короткий промежуток времени ситуация изменится».
Кибер-миллионер

Одними из первых вложить существенные средства в российскую часть Интернета решили российская инвестиционная группа «Русские Фонды» и международная Orion Capital Advisers. Специально для инвестиций в Рунет они создали Internet Holding Company (IHC), которая, согласно официальным заявлениям, намерена привлечь в российскую паутину $30 млн. в течение ближайших трех лет.
Последним громким приобретением IHC стал известный новостной сайт Lenta.ru. Очевидно, что в его нынешнем виде — а на Lenta.ru. размещаются преимущественно политические новости — сайт принести прямую коммерческую выгоду вряд ли сможет. Скорее всего, его купили с целью развития и последующей перепродажи.
Ранее IHC приобрела контрольный пакет акций известной российской поисковой системы Rambler.ru. Точная сумма сделки также не разглашалась, однако в прессу просочились слухи о якобы $2 млн.
Каким образом инвесторы намерены вернуть вложенные деньги? По-видимому, опять-таки при перепродаже. Ведь сейчас виртуальные товары можно купить по дешевке. Завтра они будут стоить ощутимо дороже.
Несколько недель назад о планах инвестирования в российский Интернет $30 млн. объявила компания ru-Net Holdings Ltd. Ее учредителями выступили международная корпорация Baring Vostok Capital Partners и московский инвестиционный банк «Объединенная финансовая группа». Фирма ru-Net Holdings Ltd, по заявлениям ее руководства, намерена вложить в российские Интернет-проекты около $20 млн.
Первым из таких проектов стал виртуальный магазин «Озон», контрольный пакет акций которого был приобретен ru-Net Holdings. Было объявлено, что компания уже проинвестировала проект на $1,8 млн., еще $1,2 млн. будет вложено в ближайшее время. Сейчас магазин торгует преимущественно книгами, компакт-дисками и видеокассетами. Однако в будущем его владельцы намерены расширить ассортимент.
На днях в российском кибер-пространстве появилась австрийская холдинговая компания Red-stars.com data AG, созданная специально с целью развития Интернет-проектов в России и Восточной Европе. По заявлению руководства компании, общий объем инвестиций Red-stars.com в Интернет-экономику России и стран Восточной Европы только в течение 2000 года составит не менее 15 млн. евро (то есть около $15 млн.). Планируется создать сайт под названием remedicus.ru, посвященный теме медицины и здоровья (об этом — ниже).
Магазин на стуле

Появившиеся в российском Интернете деньги уже сейчас позволяют отечественному пользователю Сети получать широкий спектр кибер-услуг. Одним движением компьютерной мыши через Интернет в России можно заказать билет на поезд или самолет, купить роман любимого автора или запчасти к автомобилю.
Технология виртуальной покупки проста. Посетитель сайта электронного магазина видит перед собой витрину — каталог с фотографиями и описанием предлагаемых товаров. Если вы решитесь что-либо купить, машина вежливо предложит зарегистрироваться. Надо впечатать свое имя, домашний адрес, адрес электронной почты и контактный телефон. Через час по электронной почте придет подтверждение заказа. На следующий день оператор электронного магазина позвонит и спросит, когда и куда удобнее доставить заказ. Оплата — в руки курьеру при получении товара.
Ассортимент в электронных магазинах, как уже было сказано, весьма разнообразен. Например, в одном из самых известных магазинов Рунета Intershop (www.intershop.ru), который еще называют электронным гипермаркетом, не сходя с места, можно приобрести более 10 тысяч наименований товаров. Это компьютерная, а также аудио-, видео- и бытовая техника, программное обеспечение, сотовые телефоны, сувениры, торговое оборудование, товары для детей и многое другое. Средства на развитие проекта предоставила компания «Ландата», которая недавно объявила о покупке 50% акций виртуального гипермаркета и об инвестировании в него свыше $100 тысяч (примерно такую же сумму планируется вложить в течение года).
Сергей Головин, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Ландата»: «Виртуальный магазин Intershop.ru, который мы приобрели,— один из старейших в России. Но до конца 1998 года электронная торговля шла неважно. В прошлом году мы стали свидетелями серьезной активизации торговли в Рунете, и дела магазина пошли в гору. Каждый месяц в этом году наш товарооборот растет на 30—40%».
Виртуальный эскулап

При помощи Сети можно найти работу (www.job.ru), заказать на дом обед, пригласить парикмахера или массажиста (www.uslugi.aha.ru). Но это не все. К примеру, новый медицинский сайт (www.remedicus.ru), открытие которого ожидается в ближайшее время, предоставит по-настоящему уникальные для России Интернет-услуги. На сайте планируется не только разместить самую разнообразную информацию о медицине и здоровом образе жизни или наличии лекарств, но и осуществлять виртуальные визиты к врачу. В режиме реального времени специалисты самого разного профиля проконсультируют «электронного» больного. Кроме того, на посетителей www.remedicus.ru заведут — по их желанию, конечно,— медицинскую карту.
Елена Чернышкова, директор компании «Скейт», создающей новый медицинский сайт Remedicus: «Ни для кого не секрет, что в России сейчас наблюдается серьезный дефицит медицинских услуг. Мы надеемся, что наш новый проект окажет реальную помощь нуждающимся в медицинской помощи».
Все названные услуги, кроме, естественно, продажи лекарств, создатели сайта обещают оказывать бесплатно.
Вернуть вложенные средства владельцы сайта рассчитывают за счет размещения на нем рекламы препаратов и медицинской техники ведущих мировых производителей.
Деньги из воздуха

Впрочем, виртуальная торговля далеко не единственная область применения Интернета. Самый универсальный инструмент использования Всемирной паутины для развития бизнеса — создание представительского сайта в сети, который мог бы рассказывать о продукции компании как рядовым покупателям, так и деловым партнерам.
Формирование сайта без особых художественных излишеств стоит недорого. Такую услугу оказывают многие фирмы. Например, в Desten Computers это удовольствие обойдется в $300 (правда, объемные сайты с большим количеством сложной графики могут стоить в десятки раз дороже).
По словам менеджера отдела персональных систем и продуктов хранения информации представительства Hewlett Packard в России Марины Тыщенко, успешное продвижение продукции фирмы в нашей стране связано в большой степени с хорошим информационным наполнением ее корпоративного сайта (www.hp.ru). Здесь можно узнать все о компании, получить консультацию по поводу ее последней продукции и пр.
И такая форма общения, похоже, вскоре вытеснит привычные рекламные акции, шумные презентации и фуршеты. Интернет сделает их ненужными. Тихо и незаметно. Как оно и положено делать в паутине.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK