Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Золотой звон Moody’s"

Повышение рейтинга России на целых две ступени — с малоавторитетного Ва2 до вполне цивилизованного Ваа3 — было воспринято рынком как национальный праздник. По свидетельству очевидцев, торжества в финансовых ведомствах, банках и инвестиционных компаниях напоминали празднование победы национальной сборной по футболу. Еще бы — нашу экономику признали легитимной! В день объявления новости индекс РТС вырос на 3%, а Центробанку пришлось приложить немалые усилия для того, чтобы приостановить падение доллара: главная валютная биржа страны ММВБ сообщила о регистрации рекордного объема сделок по доллару ($1,638 млрд.) за всю историю существования организованного валютного рынка России с 1992 года. «Настало время рубля!» — растроганно прокомментировал новость один из высокопоставленных празднующих в Минфине.
Впрочем, большинство экспертов считают подарок Moody’s заслуженным и Россией выстраданным. Директор по корпоративным исследованиям фонда Hermitage Вадим Клейнер заявил «Профилю», что рейтинг отразил реальность, которую рынок уже давно адаптировал: «Снижение инфляции, процентных ставок, увеличение темпов роста российской экономики — все это были важные сигналы инвесторам, и Moody’s рассчитал их совершенно справедливо».
Инвесторы услышали эти сигналы загодя — и уже начали действовать. По данным исследовательского агентства Dealogic, в первые 9 месяцев нынешнего года суммарная стоимость сделок по слияниям и поглощениям составила $35 млрд. против $9,3 млрд. за весь прошлый год, что обеспечило России пятое место в Европейской лиге слияний и приобретений (European M&A Ieague).
Во многом эти показатели были обеспечены иностранцами. Крупнейшими сделками этого года стали покупки англо-американской BP 50% акций Тюменской нефтяной компании за $6,1 млрд. и британской Fleming Family, которая приобрела блокирующий пакет акций алюминиевого холдинга СУАЛ.
Дальнейшие приобретения иностранцев будут еще более впечатляющими.
Азарт дороже нефти

Все явственней слухи о скорой продаже части только что сформированной компании «ЮкосСибнефть». В качестве покупателей называют корпорации ExxonMobile и Chevron Texaco. Большинство аналитиков склоняются к успеху первого кандидата. Не так давно председатель совета директоров ExxonMobilе Ли Рой Реймонд встречался в Москве с Михаилом Ходорковским, после чего обе компании стали усиленно опровергать слухи о готовящейся покупке. Зато их подтвердил президент Владимир Путин. В интервью The New York Times он сообщил, что знает о переговорах между компаниями, сделку теоретически одобряет, но полагает правильным для сторон провести по этому поводу с правительством Российской Федерации предварительные консультации.
Рекомендация вовсе не праздная. Желание консультироваться и нужный тон консультаций должны были бы помочь Ходорковскому правильно выбрать момент сделки и определиться с покупателем. Так, в качестве покупателя экономически более предпочтителен Exxon — по капитализации крупнейшая в мире корпорация ($245 млрд.) намерена заплатить более $15 млрд. за 40% акций компании. Однако у политиков могут быть другие соображения.
Во-первых, с точки зрения президента может оказаться, что перед выборами продавать крупнейшую нефтяную компанию неразумно в принципе (все-таки речь идет об энергетической безопасности страны). Во-вторых, может статься, что геополитические интересы продиктуют желание договориться с другим претендентом. ChevronMobile по капитализации хоть и меньше своего конкурента в 3 раза, а по эффективности — в 1,5 раза (у Exxon операционные затраты составляют $5 на баррель, у Chevron — $3,6), но ближе к правящей республиканской партии США — советник по национальной безопасности Штатов Кондолиза Райс одно время даже входила в совет директоров Chevron.
Однако культура консультаций у Ходорковского как раз и отсутствует: по слухам, неприятности компании начались после одной такой неформальной консультации в администрации президента — олигархов призвали туда для решения сугубо важных государственных финансовых дел. Ходорковский пришел с финансовым директором ЮКОСа американцем Брюсом Мизамором, превратив тем самым серьезное дело в фарс, поскольку озвучить истинную цель совещания организаторы при иностранце не решились.
Конфликтность олигарха подчеркивает интервью, данное им на прошлой неделе немецкому журналу Die Welt. Вот выдержки из него. Ходорковский: «Я не исключаю возможности национализации в России. Кто намерен серьезно вмешаться в дела экономики с целью перераспределения собственности, тот в любом случае ставит под угрозу внутренний валовой продукт… В случае с ЮКОСом речь идет не о проблеме собственности, а лишь о преследовании конкретного человека. Они хотят меня… Когда я анализирую его (президента. — «Профиль») выступления, то могу найти свидетельства того, что он поддерживает оба лагеря — сторонников демократии и авторитарного режима… Стране необходим прогресс в вопросе либерализации рынка природного газа. Однако в настоящее время для прорыва не хватает политического ресурса».
По мнению аналитика Валерия Нестерова из компании «Тройка-Диалог», экономически акционерам ЮКОСа было бы намного выгоднее продавать пакет акций объединенной компании не раньше чем через год. За это время компания может серьезно подорожать — с нынешних $46 млрд. до $60 млрд. и выше. Однако политический накал вокруг ЮКОСа сегодня настолько высок, что может вынудить менеджеров привлечь иностранного инвестора — хотя бы для того, чтобы притушить страсть прокуратуры.
Мышеловка для Danone

На прошлой неделе Financial Times сообщила, что не за горами и продажа контрольного пакета акций самого крупного производителя сока и молочной продукции в России — компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», капитализация которой составляет чуть менее $1 млрд. Как следует из заметки в FT, французская Danone и российские владельцы «мышиного» логотипа ВБД (им принадлежит более 50% акций компании) практически обо всем договорились и в конце октября ударят по рукам.
О продаже ВБД британские СМИ первый раз сообщили еще весной минувшего года. Тогда в компании эти сведения категорически опровергли. Однако затем информация о грядущей продаже стала появляться с периодичностью раз в два-три месяца. Как впоследствии оказалось — не зря. В начале лета ВБД распространила официальный пресс-релиз, в котором говорилось, что ряд акционеров компании (что это за акционеры, в компании не сообщили) действительно ведут переговоры с Danone.
Сегодня вопрос в принципе практически решен: российские акционеры и Danone уже к концу октября могут договориться. В результате ВБД станет французской компаний.
Сразу после покупки фирма Danone перепродаст соковые активы компании кому-нибудь из большой тройки (Nestle, Coca-Cola, PepsiCo) и сконцентрируется на развитии молочного бизнеса своего бывшего конкурента.
Так же, как и в случае с ЮКОСом, исходя из сугубо рыночных аспектов, продавать крупнейшего игрока молочно-сокового рынка его отцам-основателям было бы выгоднее не раньше конца 2004 года. Большинство аналитиков считают, что к этому времени акции компании на Нью-Йоркской фондовой бирже (там размещено 28,2% ее бумаг) подорожают с нынешних $20 как минимум до $40. Соответственно, увеличится и капитализация компании, составляющая сейчас чуть менее $1 млрд.
Столь оптимистичные предположения базируются на двух тезисах. Во-первых, компания сейчас тратит огромные деньги на запуск и продвижение новых брендов и общее улучшение своей работы. К следующему году эти работы планируется завершить. Во-вторых, вполне очевидно, что с повышением кредитного рейтинга страны будет расти и инвестиционная привлекательность компаний. Иными словами, претендентов на ВБД через годик-другой станет намного больше и заплатить они будут готовы чуть ли не вдвое дороже.
Наконец, есть еще одно соображение: большинство специалистов сходятся во мнении, что продавать такую компанию наиболее выгодно по частям. Danone совершенно не нужны соки. С другой стороны, PepsiСо и Сoca-Cola, готовые заплатить любые деньги за вход на российский рынок соков (где на сегодняшний день ВБД лидирует с большим отрывом), вряд ли заинтересуются молочными активами.
Тем не менее продавать решили сейчас и все вместе. Почему? Основная версия сводится к следующему. В управлении компанией деятельное участие принимают отнюдь не все акционеры. Например, один из основателей ВБД Михаил Дубинин (ему принадлежит 10,6% акций компании) сейчас развивает свой собственный девелоперский бизнес, требующий инвестиций. Фактически отошел от дел в ВБД Александр Орлов (6,22%).
Поговаривают, что именно от них и исходила первоначальная инициатива по продаже своих акций. Видимо, другие акционеры, фактически управляющие компанией (Давид Якобошвили, Сергей Пластинин и Евгений Ярославский), решили инициативу партнеров поддержать. Тут, правда, совершенно непонятна роль самого крупного акционера ВБД — Гавриила Юшваева (ему принадлежит 18,8%). В управлении компанией участия он не принимал, являясь своего рода портфельным инвестором. С другой стороны, по информации людей, хорошо знакомых с топ-менеджерами ВБД, на продаже своего пакета он не настаивал. Тем не менее и он дал согласие на продажу. В FT речь, по крайней мере, шла о выкупе всех акций российских владельцев ВБД.
Не исключено, что определенным катализатором процесса стали и последние события с представителями крупного бизнеса. С одной стороны, молоко — не нефть, а «Вимм-Билль-Данн» — не ЮКОС. С другой — сразу после статьи в FT вице-премьер правительства РФ Алексей Гордеев заявил, что России «требуется существенно пересмотреть антимонопольное законодательство», чтобы «косвенно влиять» на такие сделки, как продажа ВБД.
Понятное дело, подобные высказывания, скорее всего, не окажут существенного влияния на процесс продажи, однако участников предполагаемой сделки они вряд ли обрадуют.
Русский казус

В общем, есть некоторая странность в нынешнем моменте. С одной стороны, повышение рейтинга — национальный праздник и «день рубля». С другой — праздник этот после высыхания первых, спонтанных слез радости уже никого не веселит. Оказывается, что приход большого количества валюты и вынужденная скупка ее Центробанком чреваты новым витком инфляции. Что бессовестные госкомпании могут не удержаться и набрать на Западе дешевых и неперевариваемых кредитов. А частные компании, которые должны бы собрать самые жирные сливки с западных инвесторов, могут, в силу внутренних своих разногласий или неумения выстроить отношения с властями, радостно устроить массовую распродажу. То есть продаться поспешно и довольно дешево.

Кому придется советоваться с правительством по вопросам продажи своего имущества

Наименование компанииКапитализация компании ($ млрд.)Руководитель*
НК ЮКОС32,8М. Ходорковский
«ЛУКойл»16,8В. Алекперов
«Сургутнефтегаз»15,5В. Богданов
НК «Сибнефть»13,2Е. Швидлер
ГМК «Норильский никель»8,5М. Прохоров
«Мобильные телесистемы»7,2М. Смирнов
Тюменская нефтяная компания5,9М. Фридман
СИДАНКО3,6Р. Шеппард
«ВымпелКом»3А. Изосимов
«Татнефть»2,5Р. Минниханов
«Северсталь»2,2А. Мордашов
НК «Славнефть»2,1Ю. Суханов
Пивоваренная компания «Балтика»1,5Т. Боллоев

* По данным «Эксперт РА» на 01.09.2003 года.

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА, СЕРГЕЙ ИВАНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK