Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Зоны особого внимания"

В России скоро могут вновь появиться свободные экономические зоны. Правительство считает, что они станут средством для привлечения иностранных инвестиций. Однако многие опасаются, что зоны просто превратятся в места, где можно не платить налоги.Понятие «оффшор» в России всегда было несколько двусмысленным. С одной стороны, оффшорные зоны существовали и существуют во всем мире. С другой — зарубежные оффшоры российский бизнес традиционно использовал и использует в качестве средства для вывода капитала. Внутренние же «свободные экономические зоны», как правило, являлись лишь способом уклонения от налогов. Хотя изначально создавались для вполне правильных целей. Например, поднять экономику депрессивного региона.
За последние 12 лет было создано не менее 25 таких образований с различным статусом и названиями. Среди них есть не только свободные экономические зоны («Находка», «Кузбасс», «Сахалин», «Ева» в Еврейской АО), но и зоны свободной торговли («Шереметьево»), особые экономические зоны (в Магаданской области) и даже регион интенсивного экономического развития (в Осетии). Однако суть и принципы их функционирования отличаются мало. Они состоят в предоставлении налоговых и таможенных льгот зарегистрированным в этих зонах экономическим субъектам. Несмотря на провозглашенные благие цели, региональные власти использовали эти «налоговые гавани» для того, чтобы привлекать туда (за определенную абонентскую плату) торговые и финансовые компании, желающие минимизировать налоговые отчисления. Так, только в Калмыкии на конец 2001 года было зарегистрировано около 6 тыс. фирм. При этом серьезные инвестиции в развитие региона, как правило, либо не проводились вообще, либо их делала сама администрация — в те объекты, в которых была заинтересована.
Иностранные инвестиции никак не хотели поступать в российские ОЭЗ. Зато потери бюджета от предоставленных российским предприятиям льгот, по оценке экспертов, составили несколько десятков миллиардов рублей.
Фактически все эти зоны прекратили свое существование после вступления в силу в январе этого года нового Налогового кодекса. Напомним, что основные льготы касались региональной составляющей налога на прибыль и ряда других местных налогов. И если до введения НК и снижения налога на прибыль с 35% до 24% регионы могли давать льготу предприятиям в размере 20%, то есть своей части налога, то теперь, в соответствии с новым НК, региональная льгота не может превышать 4%, что сводит на нет экономический эффект от пользования «налоговыми гаванями». Сейчас у России остались лишь две особые экономические зоны — Байконур и Калининград, где действуют специальные таможенные режимы.
Квадратный километр инвестиций

Особые экономические зоны существуют во многих странах мира и используются как средство привлечения иностранных и внутренних инвестиций в производство. При этом государство обеспечивает не только специальный льготный налоговый и таможенный режим на длительный (до 30 лет) срок, но и инвестирует в развитие инфраструктуры (дороги, телекоммуникации, порты и т.п.). Так, большая часть китайских ТНП, которые продаются во всем мире, производятся именно в таких зонах. По оценкам экономистов, начиная с середины 80-х годов именно в эти зоны были сделаны иностранные инвестиции в размере около $300 млрд. По такому же принципу организованы свободные зоны в Корее, Мексике и ряде других государств «третьего мира». На подобных же принципах возникла и «силиконовая долина» в США. Ежегодные вложения в инфраструктуру в пересчете на одно рабочее место в «силиконовой долине» составляют до $40 в год. Тем не менее считается, что экономический эффект (прежде всего от инвестиций в работу производств) многократно окупает госдотации.
В Россию, несмотря на наступающую политическую стабильность и громкие призывы государственных мужей, иностранные инвесторы пока не спешат. Поэтому правительство решило исправить «неправильное» законодательство об ОЭЗ путем избавления от неэффективных зон и создания реально привлекательных для инвесторов. Законопроект об ОЭЗ должен был рассматриваться правительством в прошлый четверг (13 июня), однако обсуждение отложили — в основном потому, что документ был крайне негативно воспринят рядом ведомств, прежде всего ГТК и МНС.
По мысли авторов, чтобы ОЭЗ действительно стали «точками роста», предоставляемыми ими льготами должны пользоваться лишь производственные предприятия либо научные и технологические центры. Поэтому было прописано ограничение по видам деятельности. Льготы не распространяются на торгово-посредническую, финансовую и прочие непроизводственные виды деятельности. Предлагается создать два типа такого рода зон — промышленно-производственные (для развития производств, причем желательно экспортно-ориентированных) и технико-внедренческие (для развития научных и технологических разработок). Зоны ограничены и по площади. Первые — 10 кв. км, вторые — 1 кв. км. Зарегистрированные на территории зон предприятия не имеют право вести производственную деятельность вне территории зоны. Отдельной строкой в проекте записан запрет на производство в ОЭЗ боеприпасов, нефтедобычу, торгово-закупочную, посредническую и финансовую деятельность.
Срок жизни ОЭЗ ограничен двадцатью годами. По окончании этого периода все предприятия на территории возвращаются в обычный налоговый режим, то есть начинают платить налоги наравне с остальными.
Основными льготами в ОЭЗ должны стать, во-первых, отмена налога на имущество, а во-вторых — другой принцип исчисления налога на прибыль. Первые три года после регистрации на территории предприниматели вообще не будут платить налог на прибыль, если деятельность предприятия соответствует продекларированным задачам и целям в рамках разрабатываемого инвестиционного проекта. В случае же, если появятся какие-либо нарушения, возможны «карательные» меры вплоть до лишения статуса.
В период от трех до четырех лет ставка налога на прибыль составит 3,75%, если более 80% прибыли вновь инвестируется на развитие производственной базы. В период от четырех до шести лет ставка будет равна 12%. А к восьми годам она будет приравнена к действующим сейчас во всей стране 24%. Сами регионы, как и в любых других территориях, могут предоставлять льготу в размере 4% от ставки налога на прибыль..
Разработчики закона утверждают, что право создавать такого рода зоны остается целиком за регионами. В Минэкономразвития предполагают, что довольно быстро могут возникнуть 6—7 производственных ОЭЗ (в частности, в Елабуге, где имеет смысл производить ряд комплектующих для автомобильной промышленности, в том числе и на экспорт). Что касается научно-внедренческих, то среди вероятных претендентов называют Зеленоград, где может возникнуть российская «силиконовая долина», Новосибирск, где зона может появиться на базе Сибирской академии наук, Санкт-Петербург и т.п.
Полигон для ВТО

Под новый законопроект не подпадают те зоны, которые регулируются специальными федеральными законами. Речь идет главным образом о Калининградской области. Дело в том, что Калининградская область — единственный российский анклав (который, кстати, является почти полным аналогом Гонконга). Для того чтобы попасть в Россию, жителям Калининграда необходимо пересечь либо Литовскую, либо Польскую границу. Учитывая особое географическое месторасположение региона и ряд проблем, связанных с существующим особым таможенным режимом, Минэкономразвития разработало для Калининградской области специальный закон, который правительство должно было рассмотреть в одном пакете с проектом закона «Об особой экономической зоне».
Согласно этому закону область становилась самостоятельной таможенной территорией. Для этого федеральная власть должна заключить соглашение с регионом (которое должно быть утверждено либо указом президента, либо постановлением правительства). Предполагалось, что таможенный режим должен был быть максимально приближен к режиму свободной торговли и мог динамично реагировать на изменения в конъюнктуре, то есть иметь потенциал для ускоренного пересмотра ставок тех или иных пошлин. Ведь для того, чтобы изменить таможенные пошлины на федеральном уровне, требуется, с учетом согласований и процедур прохождения документов, не менее 8—10 месяцев.
В Минэкономразвития были даже предложения «обкатать» на регионе последствия вступления России в ВТО, то есть ввести в Калининградской области все законы и правила госрегулирования, аналогичные тем, которые предполагает вступление в международную торговую организацию.
Однако проект этот вызвал негативную реакцию со стороны российских таможенников, которые возражали против понятия «самостоятельная таможенная территория», а также российских налоговых органов, которые всерьез опасались, что принятие законов в их нынешнем виде может негативно сказаться на сборе налогов, что крайне нежелательно в преддверии «трудного» с точки зрения исполнения бюджета 2003 и 2005 годов (именно на эти периоды приходятся пики выплат по внешним долгам и начинающийся демографический кризис).
Не в восторге от законопроекта и власти в Калининградской области. Они настаивают на предоставлении региону больших таможенных и налоговых льгот и прогнозируют кризис ряда производств, если льготы не будут предоставлены. Видимо, поэтому рассмотрение закона об особой экономической зоне, равно как и рамочного закона об ОЭЗ, перенесено на IV квартал 2002 года.
Тем не менее в ведомстве Германа Грефа считают, что законы рано или поздно будут приняты, и объясняют это тем, что в ходе консультаций представители бизнеса и депутаты положительно отзывались о самой концепции закона.
Пока еще рано судить о том, как отразится воскрешение ОЭЗ на экономике страны. Возможно, они действительно дадут толчок для роста экономических показателей и создания конкурентоспособной продукции. Однако вполне вероятно и то, что через некоторое время после начала работы ОЭЗ придется вспоминать Виктора Черномырдина и снова бороться с тем, что получилось из благих планов и пожеланий.

АНЖЕЛА ТЕКЕЕВА, ФЕДОР ЛЕСКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK