Профиль

Авторынок скатился с горки: почему покупку машины многим придется отложить до следующей весны

В марте авторынок России продемонстрировал свои безграничные возможности. К сожалению, в плане не роста и устойчивого развития, а стремительного сокращения объемов продаж. Обвал произошел в течение нескольких недель. Достигнуто ли дно и при каких условиях можно ожидать начала восстановления, разбирался «Профиль».

Автомобили в дилерском центре

Автомобили в дилерском центре

©Сергей Бобылев/ТАСС
Содержание:

Весеннее обострение проблем

Март 2022 года для российского авторынка, безусловно, стал одним из худших месяцев в истории. Продажи новых автомобилей рухнули. Как подсчитали аналитики Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года легковых машин было реализовано на 62,9% меньше.

В абсолютных цифрах картина выглядит так: за первый месяц весны в России было продано 55 129 автомобилей, годом ранее – 148 676. Очевидно, что в апреле–мае ситуация к лучшему принципиально не изменится. Большинство западных брендов после введения антироссийских санкций объявили о временной приостановке своих российских предприятий. Даже если допустить, что к лету они примут решение возобновить выпуск автомобилей, то потребуется как минимум несколько месяцев, чтобы полностью ликвидировать дефицит предложения.

Самые дешевые автомобили в России стали дороже миллиона рублей

Таким образом, в ближайшей перспективе авторынок РФ обречен на стагнацию. Продавцам и покупателям остается рассчитывать на ограниченные ресурсы. По оценкам независимых экспертов, складские запасы у дилеров и импортеров на начало апреля составляли примерно 150 тыс. машин. При условии сохранения мартовских объемов продаж и ограниченных поставок автомобилей с заводов, продолжающих работу, этого должно хватить от силы на 3–4 месяца.

Проблема не только в сокращении предложения. Спрос тоже стагнирует, поскольку в большинстве своем покупатели психологически пока не адаптировались к новым ценам.

Уместно напомнить, что за первый квартал 2022-го в России автомобили, в зависимости от бренда и модели, подорожали от 50% до 100%. Подтверждение тому – изменение налога на роскошь. Если раньше ФНС выставляла фискальный счет владельцу машины стоимостью от 3 млн рублей и выше, то теперь порог подняли до 10 млн рублей.

«Окно возможностей» для продаж новых машин и машин с пробегом сегодня закрыто и с финансовой точки зрения. Доходы россиян, в отличие от цен, не выросли, автокредиты и привязанные к ним страховки каско, напротив, существенно подорожали. Так что ажиотажа, наблюдавшегося в дилерских центрах в последние дни февраля, уже несколько недель не наблюдается.

На пороге радикальных перемен

Как представляется, происходящее не следует рассматривать как катастрофу. Это можно назвать, скорее, подготовкой к беспрецедентной трансформации российского авторынка. Результатом станет кардинальное изменение его структуры и перераспределение долей между ключевыми игроками.

В выигрыше останутся те автопроизводители, которые в полной мере сумеют рационально воспользоваться сложной геополитической ситуацией. Отечественные и иностранные компании имеют шансы открыть новые стратегические возможности для развития. Причем дивиденды они смогут получить уже в 2023 году.

Выявить потенциальных лидеров можно по «провальной» статистике минувшего марта. Рассмотрим верхние строчки не с точки зрения абсолютных цифр проданных автомобилей, а ориентируясь на динамику изменения объемов продаж. Плюс 63% показала премиальная китайская марка Exeed. Isuzu и Chevrolet продемонстрировали, соответственно, шести- и двукратный рост (рекорды, впрочем, объясняются эффектом низкой базы). УАЗ ушел в минус на 19%, ГАЗ – на 36%, Geely – на 14% и Haval – на 44%. «Лада Гранта» Волжского автозавода, хотя и вернула себе статус бестселлера, продемонстрировала спад продаж более чем на 70%.

Исход иномарок: как санкции ударят по российским автомобилистам

Следует отметить, что это результаты игроков, которые как минимум попытались сохранить поставки автомобилей на фоне беспрецедентной волатильности рубля и разрыва многих логистических цепочек – следствие антироссийских санкций. Продолжить выпуск автомобилей всем названным брендам, включая российские, имеющие значительную зависимость от импортных комплектующих, было непросто.

Существенные колебания курса доллара и евро при фактически несуществующем (в классическом виде) валютном рынке могли превратить любую ошибку или неверный расчет ценообразования в отрицательную доходность. Предельно усложнившаяся логистика – от проблем с поставками из-за рубежа полупроводников до политически мотивированных решений о закрытии (приостановке работы) заводов по производству автокомпонентов – создала дополнительные сложности.

Все это вместе взятое нанесло и продолжает наносить ущерб автопроизводителям, препятствует нормальному взаимодействию с дилерскими сетями. Реакция последних была предсказуема – продавцы резко подняли цены. Решение объясняется стремлением автосалонов максимально растянуть сроки реализации складских остатков. Эта политика позволяет «выжимать» экстра-маржу от каждого проданного автомобиля и навязывания клиентам различного дополнительного оборудования.

Оборотная сторона медали – цены на новые авто сейчас заградительные. Неудивительно, что счет продаж за неделю в конкретном автосалоне идет даже не на десятки – на штуки. Ключевой вопрос, ответ на который дилеры и их клиенты хотели бы знать в апреле–мае: какие западные автобренды в итоге останутся на российском рынке. Это важно для того, чтобы понимать, с кем придется вести дела и выстраивать дальнейшее сотрудничество.

Партнерство предполагает стабильные поставки не только новых машин, но также запчастей, расходных материалов, необходимых для текущего сервисного обслуживания и выполнения гарантийных обязательств. Производители, которые в ближайшие месяцы не возобновят работу своих заводов на территории России, могут окончательно потерять доверие дилеров и покупателей. Вернуться им будет весьма проблематично, поскольку конкуренты, которые уже приняли стратегическое решение – продолжить выпуск машин, чтобы в перспективе начать активную экспансию на российском авторынке, – постараются воспользоваться моментом, чтобы занять освободившиеся ниши.

Витамины роста от правительства и ЦБ

В настоящее время благодаря действиям ЦБ наметилась достаточно устойчивая тенденция стабилизации пары рубль/доллар и рубль/евро. Тем самым сводится к минимуму риск попадания продавцов в «валютную ловушку».

Более того, возврат курса рубля к январским значениям 2022 года открыл возможности для снятия введенных ранее ограничений. В частности, ключевая ставка на днях была снижена с 20% до 17% годовых. Это означает, что условия по потребительским и автокредитам в коммерческих банках станут более привлекательными.

В России хотят делать автомобили по упрощенной схеме

Таким образом, действия регулятора в этом направлении создают хорошую основу для постепенного выхода автомобильного рынка РФ из кризисного тупика.

По сути дела, остается разобраться только с одной проблемой – ликвидировать дефицит комплектующих. В принципе это можно сделать оперативно, например, за счет подключения новых поставщиков из азиатских стран. Другой вариант – организация так называемого параллельного импорта, соответствующие решения правительством приняты.

Наверняка государство предпримет дополнительные меры по ускорению реализации проектов импортозамещения в интересах отечественного автопрома. Однако это долгосрочная задача, требующая привлечения серьезных инвестиций частного бизнеса и федерального бюджета.

Как бы то ни было, но дна на этом этапе кризиса российский авторынок достиг в марте. Начала выхода на траекторию восстановительного роста, если не вмешаются внешние факторы, можно ожидать во втором полугодии 2022-го.

К февралю–марту следующего года ситуация, думается, должна стабилизироваться. Спрос в целом будет сбалансирован с предложением, хотя цены к докризисным уровням определенно не вернутся. Основные доли российского рынка поделят между собой отечественные, китайские и корейские автопроизводители, они нарастят продажи, потеснив европейцев и японцев.

Автор – доцент кафедры экономических финансов РЭУ имени Г.В. Плеханова

Самое читаемое
Exit mobile version