Экономный платит дважды
Как ни странно, несмотря на уход (официальный) многих зарубежных производителей, в России сегодня можно купить практически любую модель любой марки. Да что там – ассортимент значительно расширился! Это раньше представительства компаний решали, какие модели вывести на российский рынок, а какие – нет, и строго следили за соблюдением порядка. Вплоть до судебных преследований тех, кто попытается ввезти «неправильную» модель. Сейчас формально можно ввезти все, что хочешь, хоть с азиатских рынков, хоть с африканских…
Другое дело, что правительство, выдав в 2022-м «вольную» на ввоз машин по параллельному импорту (то есть без разрешения владельца марки), уже с середины прошлого года начало вводить различные ограничения.
Так, в октябре 2023-го Минпромторг запретил таким образом привозить машины компаний, которые официально работают в России, в первую очередь из КНР. И все дилеры и сервисные станции, которые официально занимаются китайскими авто, получили письма, в которых производители, ссылаясь на решение Минпромторга, просят «не приобретать и не продавать» «серые» автомобили. В ином случае их грозят лишить бонусов и поддержки.
Нет, конечно, любой официальный дилер может обслужить автомобиль, в том числе ввезенный по параллельному импорту, но это не будет гарантийным обслуживанием. Так, в компании «Моторинвест» (официальный дистрибьютор автомобилей марки Voyah) обещают, что «все гарантийные обязательства будут соблюдены в полном объеме, поддержка дилеров может распространяться на любой электромобиль Voyah». Но если автомобиль был приобретен не у уполномоченного дилера – «без официальной гарантии производителя, включая обновление программного обеспечения».
В результате стали появляться проблемы с техобслуживанием автомобилей, ввезенных по параллельному импорту. Они уже коснулись таких марок, как Geely, Li Auto и других. Как объясняют в Союзе автосервисов России, сложность в том, что официальное диагностическое оборудование просто «не видит» эту машину в своей базе.
Сто лет назад и год вперед: какие изменения ждут автомобильный рынок России
Например, на волне популярности кроссовера Geely Monjaro в нашу страну привезли довольно много машин с других рынков, причем купить их можно было дешевле, чем у официальных дилеров. Однако, как рассказали в Geely Motors Russia, блоки управления в автомобиле, произведенном для китайского рынка или для Европы, отличаются от тех, что предназначены для России. Поэтому диагностическое оборудование нельзя подключить к машине: наши серверы не содержат данных об автомобилях, выпущенных для рынков других стран.
Владельцы автомобилей китайских марок, ввезенных по параллельному импорту, жалуются, что не могут отремонтировать машины у официальных дилеров. Независимые станции технического обслуживания (НСТО) берутся решить проблему (например, через партнеров непосредственно в КНР), но гарантия производителя в любом случае не работает: она распространяется только на машины, купленные у официального дилера.
Причем основной недостаток таких автомобилей проявляется очень быстро: отсутствие русификации. Все эти большие и красивые мониторы в «параллельных» автомобилях выдают информацию на китайском языке, и даже английский в меню присутствует не всегда. А попытка «русифицировать» машину с помощью «народных умельцев» может привести к блокировке всей электроники. Увы, такие случаи известны.
Как ни крути, покупка машины в официальном дилерском центре надежнее всего
Артем Геодакян/ТАССГибридная «автотыква»
Новости последних месяцев не обрадуют владельцев модных и продвинутых китайских гибридных автомобилей Li Auto. Оказывается, при срабатывании подушек безопасности во время ДТП или полной разрядке аккумулятора блокируется электронная система. И красивый электромобиль буквально «превращается в тыкву». С такой проблемой, говорят, уже столкнулись несколько владельцев этих автомобилей. После аварии, конечно, можно заменить кузовные детали, но активировать электронику в России нельзя, для этого машину придется… везти в Китай.
Русские горки: что ждет отечественный рынок автокредитования в 2024 году
Между прочим, кроссоверы от Li Auto в России стоят от 6,5 млн до 11 млн рублей (в зависимости от комплектации). Они, может быть, лучшие в своем классе, но пока непонятно, как дальше будет развиваться ситуация с блокировкой. Вроде бы проблема есть и в самом Китае, и там компания Li Auto в некоторых случаях предлагает даже сдать поврежденный автомобиль дилеру в обмен на новый (с доплатой).
В России пока нет ни единого дистрибьютора марки, ни официальных дилеров. Снять блокировку можно только при подключении специального диагностического оборудования. Проблема в том, что в России нет такого оборудования и ввезти его некому.
Параллельные запчасти
Еще одна не слишком приятная новость для владельцев «параллельных» авто заключается в том, что время ожидания некоторых запчастей для автомобилей может составлять до полугода. Дефицит касается прежде всего таких китайских брендов, как Li, Zeekr, BYD. У них пока нет своих складов запчастей, и каждую сложную деталь приходится заказывать индивидуально. Получается сложно, дорого и долго. Подобные проблемы есть и у автомобилей целого ряда ушедших с нашего рынка западных марок.
Задержки в поставках действительно есть, признают представители станций техобслуживания. Проблема касается в первую очередь крупногабаритных кузовных деталей, агрегатов (типа КПП). Тех, что нельзя или очень дорого отправлять самолетом. Чем более редкой будет марка и модель автомобиля, тем сложнее поиск и дольше срок ожидания запчастей. Для новых марок сроки ожидания в некоторых случаях достигают 3–6 месяцев, подтверждают в Союзе автосервисов.
Речь не идет об известных, давно представленных в России брендах (Chery, Geely или Haval). Сейчас в стране, по данным аналитического агентства «Автостат», работает свыше 2,2 тыс. дилерских центров китайских марок (более 60% всей дилерской сети). Однако многие производители (те же BYD, Zeekr, Lixiang и т. д.) у нас официально пока не представлены. Несмотря на это, у некоторых уже есть неавторизованные сервисы, и это хорошо. Впрочем, они тоже сталкиваются с проблемами в обслуживании: нет фирменного оборудования (или его не хватает), нет дистанционного доступа к базам данных…
Я не хочу никого отговаривать от покупки «параллельного» автомобиля. Если очень хочется, очень нужно и есть для этого возможности, то пожалуйста! Просто к такой покупке надо подходить особенно внимательно и заранее понимать, какие проблемы ждут впереди. А проблема с запчастями – она постепенно будет решаться. Сейчас, к примеру, практически ни по одной марке нет проблем с расходниками для проведения техобслуживания.
Кроме того, за последние два года, пока работает параллельный импорт, более-менее наладились логистические цепочки по доставке запчастей. Как рассказал глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин, по ушедшим маркам лучше всего решаются вопросы с теми брендами, которые активно присутствуют в КНР. Например, Toyota или Volkswagen. Из Китая в Россию идут запчасти для европейских, корейских и японских моделей. Если марки нет в Поднебесной, тогда все сложнее и дольше. Кстати, некоторые российские и белорусские компании уже наладили производство запчастей-аналогов для иностранных машин.
В начале этого года произошли очередные ужесточения правил ввоза автомобилей по параллельному импорту
CFOTO/NurPhoto/NurPhoto via AFP/East NewsНовые правила ввоза
В начале этого года произошли очередные ужесточения требований, хотя они затрагивают совсем небольшой сегмент рынка. Теперь модели гибридов и электрокаров, которые не указаны в перечне брендов, разрешенных к параллельному импорту, должны сертифицироваться в рамках технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» (постановление правительства РФ № 76 от 31 января 2024 года).
Другими словами, для ввоза модных «электричек» из Китая с компании-импортера потребуют получить одобрение типа транспортного средства (ОТТС), объяснили в пресс-службе Минпромторга. Для получения сертификата придется пройти сложную процедуру, которая включает даже краш-тесты, все это обойдется в 10 и более миллионов рублей и займет до года.
К чему это приведет? У каждого бренда будет не множество фирм-импортеров, а лишь один импортер, который возьмет на себя все затраты на сертификацию. Он же займется разработкой продуманной маркетинговой стратегии, созданием дилерской и сервисной сетей, системой клиентской поддержки и т. д. И уже не получится такой ситуации, как сейчас, когда русификация, обслуживание, гарантийные обязательства зачастую зависят лишь от желания и возможностей продавца. Появление новых требований к сертификации гибридов и электромобилей позволит сделать этот сегмент авторынка более цивилизованным.
А упрощенный порядок получения гораздо более дешевого заключения об оценке единичного транспортного средства (ЗОЭТС) теперь распространяется только на «бренды, которые прекратили официальные поставки в Россию и указаны в перечне товаров, разрешенных для параллельного импорта». Такой механизм будет действовать до конца 2027 года, уточняют в Минпромторге.
Конечно, остается еще схема с ввозом автомобиля, оформленного на физическое лицо. Для него можно будет оформить свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), это быстро и недорого. Другое дело, что прошлой осенью Минпромторг ужесточил требования по ввозу в страну автомобилей для физлиц так, что «упрощенная» схема стала совсем не простой.
Поэтому, как ни крути, покупка машины (в том числе электромобиля или гибрида) в официальном дилерском центре надежнее всего. Потому что покупатель сразу получает гарантию производителя и сервисное обслуживание с наличием необходимых запчастей. Кроме того, автомобили, ввезенные в страну официально, как правило, специально адаптированы для российского рынка, эксплуатации в наших погодных условиях. И как минимум русифицированы. Вообще, на машине лучше не экономить, потому что в любом случае она потребует вложений после покупки. С гарантией ремонт и обслуживание будут гораздо дешевле и надежнее.