В преддверии этого события мы решили оценить ситуацию на рынке легкого коммерческого транспорта (ЛКА), взглянув на позиции ключевых игроков. На фоне всеобщего курса на импортозамещение, максимальное внимание приковано, в первую очередь, к отечественному производителю. И здесь однозначным лидером выступает "Группа ГАЗ". По результатам финансовой отчетности компании за первое полугодие можно смело сказать, что в настоящий момент последствия первой волны кризиса практически ликвидированы. Если в целом рынок легких коммерческих автомобилей упал на 35%, рынок автобусов – на 20%, а тяжелых полноприводных грузовиков – на 43%, то падение выручки у "Группы ГАЗ" составило всего 5%. При этом существенно возросла доля рынка: в сегменте автобусов до 84%, сегменте среднетоннажных грузовиков до 72%, в сегменте полноприводных тяжелых грузовиков до 34%. Заметную роль в сохранении объемов прибыли сыграл рост выручки автозавода "Урал". Благодаря своевременной модернизации модельного ряда и реорганизации системы продаж он составил 25%. Линейка грузовиков "Урал NEXT" может похвастать не только современным внешним видом и эргономичным интерьером. Благодаря высокому качеству сборки и компонентов автомобили имеют гарантию два года или 100 000 километров пробега. Межсервисный интервал при этом составляет 15 000 километров.
В основе новых моделей – модернизированное шасси, получившее около 50 значительных изменений. Как следствие, максимально допустимая нагрузка на передний мост автомобиля увеличена с 5,3 т до 6,5 т, грузоподъемность шасси – с 12 до 13 т. Допустимая полная масса увеличена до 22,5 т, полная масса автопоезда – до 38 т. Благодаря модернизации раздаточной коробки входной крутящий момент вырос почти в полтора раза. Средний расход топлива снижен на 8%. Вся линейка "Урал NEXT" получила новый дизельный двигатель ЯМЗ-536 мощностью 240, 285, или 312 л.с. По желанию заказчика может быть установлена коробка переключения передач ЯМЗ или ZF.
управляющий директор по коммерческим автомобилям и корпоративным продажам, Ford Sollers:
Естественно, продолжается расширение модельного ряда линейки "ГАЗель NEXT". Пожалуй, впервые на отечественном рынке была представлена версия "Автодом" с выдвижной боковой секцией. Такое решение позволяет комфортно передвигаться и проживать сразу семи путешественникам. Но главная премьера – большеразмерный цельнометаллический фургон. С его выходом в компании рассчитывают захватить еще один немаловажный сегмент рынка, сейчас полностью находящийся по контролем иностранных брендов.
Одним из главных иностранных игроков на рынке легкого коммерческого транспорта по праву выступает "Volkswagen Коммерческие автомобили". Представив в этом году несколько мировых новинок, марка неплохо чувствует себя, с точки зрения глобальных продаж. И хотя практически все премьеры, включая шестое поколение T-серии будут представлены и в России, в компании весьма осторожно оценивают перспективы отечественного рынка. Вот как прокомментировал ситуацию глава “Volkswagen Коммерческие автомобили” Михаил Семенихин.
глава марки «Volkswagen Коммерческие автомобили»:
"За первые 7 месяцев рынок легкого коммерческого транспорта до 6 тонн (включая пикапы) показал падение 33%. И это несмотря на государственные программы поддержки. Однако падение рынка началось не вчера, оно лишь является продолжением и усилением негативного тренда с 2013 года. Рынок грузовой техники в целом и рынок ЛКА в частности – своеобразные индикаторы здоровья экономики, и эти индикаторы показывают признаки старых болезней, которые лишь еще больше обострились в текущем году. Поскольку фундаментальных улучшений в экономике не ожидается, да и бизнес-настроение наших целевых аудиторий, мягко говоря, вызывает опасения, то и ожидать улучшений на рынке ЛКА едва ли стоит. Кстати, на пресс-конференции АЕБ в январе 2015 года по итогам 2014-го был дан консолидированный прогноз на текущий год – падение на 25%. Тогда же мы дали свой собственный прогноз рынка ЛКА на уровне -35% к 2014 году, и, похоже, наш прогноз оправдывается, и мы оставляем его без изменений: -35% к 2015 году, что составит по итогам года 112 тыс а/м (включая пикапы). Что касается 2016 года, то падение замедлится и составит, по нашему мнению, -10% к 2015 году. Причина проста: проблема с дефицитом госбюджета не позволит бесконечно долго продолжать программы госсубсидирования, и они в обозримом времени будут все же свернуты. Мне лично будет очень жаль тех именитых производителей, в продажах которых разного рода госсубсидии занимают 50–70%. Без инъекций в виде госсубсидий они просто не выживут в реальных рыночных условиях. Именно в 2016 году, по нашему мнению, снова постепенно начнут работать рыночные механизмы, и клиенты при принятии решений, прежде всего, снова будут ориентироваться на технологичность, экономичность, экологичность автомобилей и их полную стоимость владения, а не на сиюминутные скидки 30–50% в виде госсубсидий."
В плане технологичности Volkswagen, как всегда, есть, что предложить. Так, все автомобили серии Т6 не только оснащаются двигателями с пакетом BlueMotion Technology, но и располагают обширным пакетом дополнительных ассистентов. Таких, например, как Post Collision Brake, предотвращающая повторные столкновения при ударе в заднюю часть автомобиля.
Еще один сильный игрок на рынке ЛКА – Ford Sollers. Компания активно развивает производство на отечественных мощностях, но в основном это касается легковых автомобилей. Однако и в сфере легкого коммерческого транспорта ей есть чем гордиться. Новое поколение Ford Transit, запущенное в производство по полному циклу на заводе в Елабуге, имеет весьма неплохие шансы завоевать покупателя даже в условиях сокращающегося рынка. А с учетом того, что компания первой запустила в России завод по выпуску двигателей, то и пространство для ценового маневра существенно возросло. Вот каким прогнозом с нами поделился Владимир Дукельский, Управляющий директор по коммерческим автомобилям и корпоративным продажам, Ford Sollers: “Колебания валютных курсов и нестабильный рубль оказывают негативное влияние как на автомобильный рынок, так и на общее социально-экономическое состояние в стране. Однако в долгосрочном плане Ford Sollers видит возможность освоения внутренних ресурсов страны, адаптации международных стандартов и развития собственного производства, расширения внутреннего коммерческого потенциала в России. В связи с целевыми программами и установками правительства и госорганов на развитие внутреннего производства, внедрение программ по замещению импорта и разработку собственных продуктов, сегмент коммерческих автомобилей является важным и перспективным. До конца года уровень продаж останется на текущем уровне с возможным незначительным увеличением по сравнению с показателями текущего года. В следующем году, с учетом развития и предложения новых кастомизированных версий коммерческого транспорта по конкурентным ценам, а также запуска новых технологичных моделей, в особенности B-сегмента, возможен более показательный рост по сравнению с 2015 годом. Ключевую роль сыграет уровень и качество локализации производства. Значительное улучшение состояния автомобильного рынка мы считаем реальным в долгосрочной перспективе”.
Причем, эти прогнозы сложно назвать голословными. Так, по результатам продаж июньские объемы поставок нового Ford Transit превысили майские на 41%. Широкие возможности по адаптации под нужды конкретного покупателя, в сочетании с рядом целевых, в том числе и государственных программ, делают Transit весьма интересным приобретением.
президент «Группы ГАЗ»:
Как мы видим, даже сильнейшие игроки расходятся во мнении относительно ближайших перспектив. При этом свое слово еще не сказало государство. По имеющейся информации, Минпромторг уже сейчас рассматривает возможность изменения формулы расчета уровня локализации производства. И если в этом законе будут допущены послабления, то именно Volkswagen и Ford Sollers станут основными выгодополучателями от такого решения.
Остальным участникам рынка оно так же придется кстати. Но все равно им необходимо предпринимать экстренные меры по спасению своего бизнеса. И если такие гиганты, как альянс АВТОВАЗ-Renault-Nissan, могут позволить себе некоторую инертность, то более слабым участникам рынка придется приложить все усилия, чтобы пережить кризис, еще не достигший своего пика. Продажи продолжают падать, и как отметил Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, "Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то, что это происходит в условиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей." На этом фоне удивительным выглядит результат подразделения коммерческих автомобилей Mercedes-Benz. За первые семь месяцев этого года ему удалось показать рост в 1% относительно аналогичного периода 2014-го. Однако в количественном выражении все не так радужно – всего 3882 единицы техники в этом году против 3851-й – в прошлом. Ну а тем, кто серьезно озадачен выбором коммерческого транспорта, очевидно, стоит поторопиться. Курс рубля не стоит на месте, и сегодня его динамику сложно назвать позитивной. К тому же крупнейшая отраслевая выставка – отличная площадка для подписания контрактов, не зависимо от того, хотите вы приобрести одну машину для маленькой компании или обновить корпоративный парк.