Неутешительные итоги первого месяца весны подвели эксперты агентства «Автостат»: по их данным, продажи новых автомобилей в марте 2022 года стали одними из самых низких за всю историю наблюдений за рынком: зафиксировано 78,9 тыс. сделок по новым легковым машинам, это на 43% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Еще более удручающим выглядит сопоставление марта 2022-го с другими, начиная с 2007 года: это худший март за последние 15 лет. Самым успешным эксперты называют март 2014 года – тогда россияне приобрели 279 тыс. автомобилей. Хуже цифры выглядели только в апреле 2020 года, но тогда автосалоны были закрыты из-за пандемии. Сейчас дилеры вынуждены работать практически полностью только со складскими запасами, которые пополняются нерегулярно.
Ажиотаж на рынке спал, сейчас большинство автосалонов, где раньше кипела жизнь и заключались десятки, если не сотни сделок, стоят полупустые. Ценники отпугивают посетителей, и это абсолютно закономерный итог повышения цен.
Осторожно-оптимистично смотрят на ситуацию в ближайшей перспективе лишь продавцы Hyundai, Kia, Chery и Geely. Последние возобновили производство на белорусском заводе «БелДжи» даже раньше заявленных сроков, и сейчас заводы работают если не на полную мощность, то, по крайней мере, насколько позволяют поставки комплектующих, сообщил «Профилю» глава PR-департамента Geely в России Александр Будрин. «Сообщения, что руководство Geely якобы оценивает репутационные риски, было опубликовано иностранными СМИ, на которые стали ссылаться и российские издания, – подчеркнул Будрин. – Geely в России работает согласно ранее намеченным планам. Скоро мы представим новый кроссовер Monjaro, который буквально в конце марта успешно прошел полный цикл испытаний в экстремальных условиях русского холода».
Звучит непривычно, едет отлично: автомобили из Китая покоряют российский рынок
Great Wall, владеющий брендом Haval, производящим автомобили на заводе в Тульской области, завил изданию Nikkei Asia, что продолжает работать в России согласно ранее утвержденным планам. Инвестиции в российское производство будут продолжены, разумеется, с надлежащей оценкой рисков и трудностей из-за сложной геополитической ситуации. Но в любом случае китайский бренд останется в России, пока есть спрос, а он только растет: на данный момент завод в Тульской области – единственное сборочное предприятие Great Wall за пределами КНР – генерирует 90% заграничных продаж бренда. О снижении цен нет и речи: 6 апреля стало известно, что Haval поднял рекомендованные розничные цены всего модельного ряда на 35–60%. В денежном выражении рост составит 830–1750 тыс. рублей. Так, кроссоверы F7 и F7x стоят теперь от 2 639 000 до 3 189 000 рублей. Это только рекомендованные цены. К ним еще можно смело прибавлять от 1 млн рублей дилерских «допов», без которых машину не продадут.
Chery обрадовало потенциальных покупателей сообщениями о снижении цен. Однако хитрость в том, что скидки на новые кроссоверы из Китая можно получить, только сдав старую машину в трейд-ин и/или оформив кредит. И тут-то могут возникнуть трудности: как сообщил «Профилю» один из сотрудников мультибрендового автосалона, пожелавший остаться неназванным, выдача автокредитов сейчас заметно снизилась, банки отказывают половине заявителей, даже несмотря на серьезно выросшие кредитные ставки.
Kia и Hyundai не объявляли о каких-либо изменениях в работе на территории РФ. Их продукция уже много лет лидирует в секторе иномарок. И по ситуации на начало апреля формально изменений в модельном ряду не было. Но по факту приобрести новый Kia или Hyundai в салоне будет труднее, чем когда-либо. Самых ходовых комплектаций нет – их раскупили в начале марта, сказал один из собеседников «Профиля». На данный момент работают и кредитные программы, и трейд-ин, и даже «живые» машины в салонах есть. Но покупателей мало: у людей просто нет денег. Например, популярный кроссовер Kia Sorento имеется в наличии только в очень богатой комплектации Premuim, и можно хоть сегодня на нем уехать, но только заплатив 6,6 млн рублей. Более скромных модификаций нет в наличии. Трудности есть даже на центральном складе: запасы самых популярных версий попросту подошли к концу. Отложен «на неопределенный срок» и российский дебют нового поколения популярного кроссовера Sportage: о старте производства модели на калининградском «Автоторе» было объявлено 22 февраля, но с тех пор ни одна «товарная» машина до дилерских центров не доехала.
Исход иномарок: как санкции ударят по российским автомобилистам
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что в обозримой перспективе рассчитывать на снижение цен ввиду стабилизации курса национальной валюты точно не стоит: «Здесь ситуация похожа на соотношение цен на нефть и бензин, как мы привыкли: если нефть растет, то и бензин дорожает, нефть дешевеет – бензин все равно дорожает. Рассчитывать в ближайшем будущем даже на минимальное снижение не стоит. Можно делать аккуратный прогноз, что, если курс рубля продержится на актуальном уровне три-четыре месяца, а политическая обстановка станет более благоприятной, что кажется фантастикой, может быть, какие-то дилеры смогут предложить покупателям разные акции. И то сами ценники переписывать в сторону снижения не будут, а, скорее всего, предложат более выгодный трейд-ин или дополнительную скидку при оформлении кредита. Но пока мы наблюдаем, как цены на автомобили улетели в какую-то свою вселенную. Ту же "Весту" сейчас уже за 1 миллион не купить. Да, безусловно, есть гипотетическая верхняя планка цен, выше которой просто никто не купит. Для "Весты" это, допустим, 2 миллиона, дороже ее перестанут брать. Но проблема даже не в этом, а в том, что сейчас в Ижевске их просто не делают – завод на каникулах до конца апреля. И даже если логистику наладят, никто не отменял общемирового дефицита полупроводников: их не хватает всем мировым заводам».
Не согласен с Кадаковым директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. Его цитирует «Прайм»: «Рост ценников привел к снижению спроса на новые и подержанные авто, также корректировки прайсов объяснялись тем, что автоконцерны регулярно меняли рекомендованные розничные цены в условиях волатильности курса валют и приостановки партнерских отношений с Россией. Сейчас, когда курс рубля немного окреп и показывает относительную стабильность, стоимость некоторых моделей снизилась».
Ввиду сокращения продаж на рынке новых машин неизбежно вырастет спрос на подержанные. Уже сейчас крупные автосалоны, торгующие подержанными машинами, нередко отказывают покупателям в продаже машины по объявленной цене без, например, оформления каско или кредита. Это касается наиболее ходовых позиций – популярных иномарок в возрасте 3–4 года, пишет автор блога «Записки перекупа». По его словам, все продавцы сейчас пытаются получить максимально возможную прибыль и при этом не спешат расставаться с имеющимися машинами. Доходит даже до прямых отказов от заключения сделки.
Ожидать каких-то позитивных изменений на автомобильном рынке пока рано. Все эксперты сходятся во мнении, что если и ждать каких-то улучшений, то не раньше второй половины 2022 года. На вопрос «покупать сейчас или нет?» ответа нет ни у кого: слишком сложная ситуация, разрешение которой зависит от множества переменных.