Непонятный и сложный
Около 10 лет ведутся разговоры о необходимости замены действующего Кодекса об административных правонарушениях, в просторечье КоАП, на новый. Это список нарушений и наказаний как для граждан, так и для бизнеса и чиновников. По нему штрафуют за нарушение ПДД, курение в неположенных местах и мелкое хулиганство, нарушения на выборах и всевозможные нарушения в сфере бизнеса, например, нарушение санитарных правил в общепите. И поскольку сфера применения КоАП очень широка, то он должен быть понятен для всех, объясняют необходимость разработки нового документа сторонники его появления.
И эту точку зрения разделяют большинство экспертов и парламентариев. Практики жалуются на то, что пользоваться действующим КоАП неудобно. В нем обилие неприменяемых статей, а правоохранительные органы и юристы трактуют по-разному одни и те же нормы, сетует адвокат из коллегии «Сед Лекс» Валерия Аршинова. С ней соглашается вице-президент Федерального союза адвокатов России Алексей Иванов, по словам которого, неоднократно лишь вмешательство Верховного суда РФ позволяло ответить на вопрос о порядке обжалования решения о наказании.
«Текст и структура действующего КоАП крайне сложны для восприятия даже юристами, не говоря уже о простых гражданах», – согласен с критикой адвокат из коллегии «Центрюрсервис» Илья Прокофьев. Эту особенность КоАП они связывают с многочисленными изменениями, которые вносились в документ за время его существования.
Первая попытка создания нового КоАП, предпринятая Госдумой VI созыва в 2015 году, провалилась – новому составу депутатов документ не понравился, и они его не стали принимать. Но работа над новым кодексом продолжилась в 2019 году уже в рамках так называемой «регуляторной гильотины», обещанной президентом России Владимиром Путиным. Она предполагает отказ от устаревших правил и создание новых с 2021 года для бизнеса и контролирующих его чиновников.
Не дави на газ
В конце января Минюст обнародовал проект нового КоАП. Документ вызвал у многих возмущение в первую очередь из-за ужесточения наказаний для водителей.
«Преимущественно ужесточение репрессивных механизмов» увидел в проекте секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. По его словам, «закон нужен для профилактики правонарушений, а не для создания репрессивной машины или дополнительных штрафных поборов с населения».
Среди скандальных предложений – увеличение в 6 раз штрафа за превышение скорости на 20–40 км/ч. Сейчас за это выписывают штраф 500 руб., а по проекту – 3000 руб. Скидка 50% за быструю оплату штрафа по-прежнему будет действовать: для этого его нужно будет погасить в течение 20 дней с момента назначения.
Увеличатся штрафы и за более серьезное превышение скорости: 4 тыс. руб. выпишут за нарушение на 40–60 км/ч вместо нынешних 1–1,5 тыс. руб. Наиболее суровое наказание – штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на полгода – будет назначаться, начиная с превышения скорости на 60 км/ч, а не 80, как сейчас. Пока за нарушение скоростного режима на 60–80 км/ч карают в два раза мягче. При этом за повторное нарушение скорости свыше 40 км/ч будет полагаться штраф 10 тыс. руб. или лишение прав на год, в этом случае скидка за быструю оплату действовать не будет.
Такое заимствование опыта европейских стран, где штрафы за незначительное превышение скорости могут достигать нескольких сотен евро, вызвало недоумение у многих экспертов. Они обращают внимание на чрезмерность предложенных санкций в условиях низких доходов у граждан, а также подозревают, что инициатива направлена на попытку пополнить бюджет, а не повысить безопасность на дорогах.
Повышение штрафа с 500 руб. до 3 тыс. «антисоциален и оторван от реальности», убежден глава думского комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР). «В стране 20 млн граждан живут за чертой бедности, и дополнительные финансовые репрессии при уровне МРОТ 12 тыс. руб. только увеличат количество бедных», – считает он.
«Прожиточный минимум трудоспособного населения далек от европейского, то есть два-три штрафа в месяц могут лишить семью средств к существованию. Невозможно резко поднять штрафы без увеличения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда и в принципе улучшения качества жизни населения», – считает Валерия Аршинова.
Основная часть штрафов за превышение скорости назначается в автоматическом режиме – на основе данных системы фото- и видеофиксации. Но к работе камер много нареканий, напоминают эксперты. Депутат Ярослав Нилов рассказывает о случае, когда в одном из регионов владельцу малолитражки выписали штраф за скорость, зафиксированную автоматикой на уровне 313 км/ч. Более того, из-за сложной системы обжалования штрафов, пусть даже вынесенных неправомерно, многие предпочитают просто оплатить их с 50‑процентной скидкой, говорит парламентарий. По его словам, необходимо вводить электронное обжалование штрафов, провести полную инвентаризацию дорог, знаков, разметки, лимитов скорости на них.
А ну дыхни!
Минюст предлагает ввести повышенное наказание за управление автомобилем в пьяном виде, если в салоне находится ребенок до 16 лет. Согласно проекту, за это будет полагаться штраф 50 тыс. руб. и лишение прав на 2–3 года. Если ребенка в машине не будет, то штраф останется прежним – 30 тыс. руб. и полтора-два года без прав.
Кроме того, в новом КоАП санкция за отказ от освидетельствования повышается с 30 тыс. руб. до 40 тыс., а срок лишения водительских прав – с двух до трех лет.
Также Минюст предлагает отдавать автовладельцам, попавшимся пьяными за рулем, машину только после внесения за нее залога в размере грозящего им штрафа, который может достигать 50 тыс. руб. Деньги пойдут потом в счет оплаты штрафа либо вернутся водителю, если нарушение не подтвердится. Однако по проекту залог не предусмотрен на случай, когда в салоне машины с пьяным водителем был ребенок. Чем обусловлено это исключение, разработчики документа в сопроводительных материалах к проекту не объяснили.
Появляется и новое наказание для автомобилистов – конфискация транспортных средств в пользу государства. Минюст предлагает отбирать автомобили у граждан, которые не приняли меры, чтобы не допустить за руль того, кого уже ранее административно или уголовно наказывали за езду в нетрезвом состоянии. То есть наказывать будут собственников автомобилей, которых ранее официально известят, например, вручат копию приговора, о наличии наказания у водителя. Это может затронуть различные автотранспортные предприятия.
По мнению адвоката Валерии Аршиновой, идея с конфискацией несвоевременна и посягает на конституционное право собственности. «Мне кажется, возможность конфискации транспортных средств – это сравни отрубанию руки за кражу», – говорит она. Адвокат Илья Прокофьев прогнозирует, что нововведение будет воспринято обществом негативно, и не исключает обращений в Конституционный суд РФ со стороны тех, у кого машину заберут.
После балла
Кроме того, в проекте нового КоАП нашли отражение наиболее скандальные предложения МВД об ужесточении ответственности для водителей. Среди них – штраф 5 тыс. руб. за «опасное вождение», то есть несоблюдение безопасной дистанции между автомобилями, резкое торможение, препятствование обгону и т. п. Этот термин появился в ПДД в 2016 году, но наказания за него пока нет. Ранее эксперты заявляли о риске субъективности при назначении взысканий за такое нарушение.
Вернется для автомобилистов и «советская» балльная система штрафов, когда за несколько нарушений можно лишиться прав. Минюст предлагает лишать прав на год-полтора тех, кто трижды за год попадется на грубых нарушениях ПДД, среди которых превышение скорости свыше 60 км/ч, проезд на красный свет, выезд на встречку, непропуск пешехода на «зебре» и ряд других. Но учитываться будут только нарушения, зафиксированные сотрудником ГИБДД, а не камерами.
«Предлагаемая балльная система, позволяющая лишить водительских прав, также мне видится слишком суровой, но сама идея увеличения ответственности за многократность – например, 7 и более раз – возможна, так как в данном случае можно говорить о намеренном и злостном нарушении», – полагает адвокат Валерия Аршинова.
По мнению адвоката Алексея Иванова, законодатель не нашел пока решения, как исключить систематические нарушения ПДД водителями-хулиганами. Предложение лишать прав за три грубых нарушения не принесет результата, так как не будут учитываться нарушения, выявленные видеофиксацией. «Сотрудники ГИБДД на каждом перекрестке не стоят. Поэтому, если мы доверяем средствам технической фиксации нарушений ПДД, то именно с их помощью и нужно бороться с грубыми нарушителями», – говорит он.
Впрочем, стоит отметить, что такие идеи о наказаниях за «опасное вождение» и «систематическое нарушение ПДД» и залоге за машину звучат не впервые. Правительство несколько лет назад внесло соответствующие законопроекты в Госдуму, а та приняла их в первом чтении, но во втором из-за проблем с согласованием с заинтересованными ведомствами так и не рассмотрела.
Судьба проекта
На критику пришлось реагировать МВД. Там сообщили, что «замечания и предложения, поступающие в ходе общественного обсуждения проекта нового кодекса, будут тщательно изучены, обобщены и использованы при его доработке».
В Госдуме же дали понять, что проект в части, касающейся автомобилистов, нужно переписать. Проект «сырой» и в представленном виде вряд ли может быть принят, сказал глава комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников («Единая Россия»). «Особенно вызывает недоумение сильное увеличение штрафов за нарушение правил дорожного движения, предложение ввести накопительную систему нарушений в этой сфере, а также меры, связанные с возможностью конфискации автомобиля в пользу государства», – сказал он.
Обсуждение документа должно идти до середины декабря, но его доработка может занять и месяцы. Однако ранее авторы документа планировали приурочить появление нового КоАП к началу «регуляторной гильотины», то есть к 1 января 2021 года.