Профиль

Небо не резиновое

Воздушные автомобили стоят очень дорого и больше всего похожи на вертолеты, но первые их поставки намечены на конец 2018 года. Ранее о планах создать свои летающие машины объявили такие крупные игроки, как Airbus и Uber. Тем же занимается Zee.Aero, которая принадлежит одному из основателей Google Ларри Пейджу. Однако летающим автомобилям в реальности придется столкнуться с массой проблем, включая занятость неба над мегаполисами, а цена и энергозатратность могут сделать их вовсе лишними.

©

Нидерландская PAL-V собирается поставлять две модели: Liberty Sport и Liberty Pioneer. У летающей машины будет два двигателя (один для передвижения по земле, другой — для полетов) и складной пропеллер. Из наземного режима в воздушный машина будет переключаться за 10 минут.

Liberty Sport будет стоить $400 тысяч, Liberty Pioneer — $600 тысяч, последняя оснащена более продвинутым оборудованием. Те, кто не готовы выложить за еще не существующую машину около полумиллиона долларов, могут внести депозит в $10 тысяч или $25 тысяч, соответственно. Депозит не возвращается.

«После многих лет кропотливой работы и решения технологических и инженерных задач наша команда сумела создать инновационную летающую машину, которая соответствует существующим стандартам безопасности во всем мире», — цитирует The Independent исполнительного директора PAL-V Роберта Дингеманзе.

Именно к соответствию летающих машин стандартам безопасности больше всего вопросов у скептиков.

«Если кто-то плохо следит за своей летающей машиной, то отвалившийся от колеса диск может отрезать кому-нибудь голову, — рассуждает основатель Tesla Илон Маск. — Тяжелые штуки, с жужжанием летающие вокруг вас, не помогут развеять ваши опасения». Илон Маск указывает на то, что гибридным летающим машинам понадобится большая подъемная сила, и они будут производить очень много шума, наподобие вертолетов, а моделям, напоминающим самолеты, понадобится разгон для взлета.

Маску вторит Элейн Оу, в статье для Bloomberg утверждающая, что в городе машина с неба упадет может упасть «на что-нибудь очень дорогое». Кроме того, продолжает она, небольшая царапина на машине в результате легкого инцидента на шоссе не помешает вам добраться до работы, тогда как даже легчайшее соприкосновение в воздухе совершенно точно испортит вам день.

Партнер Ultima Consulting Алексей Галущенко считает, что сама идея летающих автомобилей — гибрида самолета и машины — неработоспособна сразу по трем причинам.

Во-первых, для них потребуется слишком много энергии. «Энергозатраты летающего объекта многократно выше энергозатрат объекта, перемещающегося по земной поверхности, — объясняет Галущенко. — Те, кто в школе прогуливал физику, могут сопоставить ощущения от двухкилометровой прогулки по набережной и альпинистского подъема на 2000 метров. Летающие гибриды по сравнению с нынешними автомобилями будут просто пожирателями энергии, что полностью противоречит глобальному технологическому тренду на энергоэффективность».

Во-вторых, гибрид самолета и автомобиля будет уступать и самолету, и автомобилю. «Реальный летающий автомобиль будет летать много медленнее самолета, на куда более короткие расстояния, потребляя в авиарежиме гораздо больше топлива, чем обычный самолет, — предполагает Галущенко. — И в наземном режиме гибрид будет потреблять значительно больше топлива, нежели обычный автомобиль, будет куда менее комфортабельным, беднее укомплектованным и менее вместительным. Цена же гибрида, весьма вероятно, будет превышать суммарную стоимость обычного самолета и обычного автомобиля, каждый из которых будет превосходить конкурента по качественным характеристикам». Действительно, цена в $600 тысяч за Liberty Pioneer от PAL-V в разы превосходит цены на небольшие самолеты, а бывшие в употреблении самолеты можно купить более чем в 20 раз дешевле.

Наконец, в-третьих, летающие машины просто не нужны, поскольку проблемы пробок будут решены другими способами. Более того, летающие машины могут создать реальные проблемы с регулированием воздушного движения. «Многовековая логика организации городских пространств исходит из перемещения объектов по поверхностям, будь то обычные дороги, эстакады или подземные туннели. Организация доступа к особо важным объектам инфраструктуры и безопасности не предполагает плотного воздушного движения в непосредственной близости от поверхности земли. Следовательно, логика бюрократического регулирования в любой цивилизованной стране однозначно не допускает разрешения эксплуатации гибридов в авиарежиме в пределах городской черты» — говорит Галущенко.

О том же пишет Элейн Оу. Небо вовсе не так свободно, как мы привыкли думать. Воздушное пространство над мегаполисом регулируется очень строго, для входа в него требуется согласование, оно же требуется для взлета. Коммерческие рейсы точно будут иметь приоритет перед летающими машинами.

«А если в пределах городской черты основное привлекательное свойство гибрида использовано быть не может, то какой смысл в существовании гибридов вообще? — задается вопросом Алексей Галущенко. — На загородный аэродром можно выехать и на комфортном "мерседесе", пересев уже там в нормальный самолет, по всем показателям опережающий любой мыслимый гибрид. А если же говорить не о массовом, а о нишевом применении — для логистики в труднодоступных районах, например, или о VIP-трансферах, то с этими задачами намного эффективнее справляются вертолеты».

Главный довод в пользу летающих машин — решение проблемы пробок. «Но пробки исчезнут сами собой естественным результатом развития уже имеющихся технологий: удаленной работы, телеконференций, 3D-печати. Люди с течением времени будут все меньше ездить и перевозить все меньше грузов на все более короткие расстояния», — прогнозирует эксперт.

Илон Маск уверен, что летающие машины вряд ли станут эффективным решением проблемы пробок. Сам он, кстати, экспериментирует с переносом дорог под землю.

Самое читаемое
Exit mobile version