Болезненный рост цен
Многие российские автопроизводители с 1 февраля скорректировали в сторону повышения прайс-листы. По данным агентства Autonews.ru, отпускные цены на некоторые модели выросли от 50 до 200 тыс. руб. В дилерских центрах ценники, скорее всего, изменятся более существенно с учетом увеличившихся издержек продавцов. Разница между рекомендованной ценой и фактической в зависимости от бренда и спроса может достигать 1–3 млн руб.
Дьявол в деталях: дефицит микрочипов серьезно ударил по мировому автопрому
Февральскую волну подорожания участники рынка объясняют проблемами, начавшимися два года назад с приходом пандемии COVID-19. Автопроизводители столкнулись с нехваткой полупроводников и нарушенными по причине национальных локдаунов и закрытых границ логистическими цепочками. Результат – существенное сокращение объемов сошедших с конвейеров машин. В 2021 году цены на отдельные модели повышали до семи раз. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, на которого ссылается ТАСС, с января по декабрь включительно машины российского производства подорожали на 5–8%, а импортные – на 20%.
Несмотря на это, спрос превышает предложение. Россиянам сегодня, по сути, представилась уникальная возможность вернуться во времена СССР. Тогда очередь на право купить «Ладу» или «Волгу» для рядовых покупателей растягивалась на несколько лет. Причем подержанные машины покупателям часто обходились заметно дороже новых, и это считалось нормальным явлением.
Возвращение дефицита
Круг, похоже, готов замкнуться. Не так давно Toyota официально подтвердила – ожидание клиентом внедорожника Land Cruiser нового поколения (индекс 300) может составить примерно четыре года. «Сроки поставки автомобилей могут достигать примерно четырех лет. Мы сделаем всё возможное, чтобы сократить время получения заказа, и благодарим вас за понимание», – приводит Autonews сообщение японского автопроизводителя. Следует отметить, что именно с этой моделью сложности у Toyota начались летом 2021 года. В августе в СМИ Японии появилась информация, что портфель заказов на Land Cruiser 300 у компании составляет почти 20 тыс., тогда как за год может быть выпущено не более 5 тыс. штук.
Год на крутых виражах: что принес 2021-й российским автомобилистам
У других брендов картина немногим лучше. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, за весь прошлый год в России было продано 1,67 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей – на 4,3% больше, чем годом ранее. Однако шесть месяцев рынок падал. Самым провальным оказался декабрь – за месяц было продано 133 тыс. новых автомобилей (почти на 20% ниже показателя декабря 2020-го).
Дефицит оказывает активное влияние на рынок автомобилей с пробегом. В январе, по данным «Автостата», средняя цена б/у машины впервые превысила 1 млн рублей, составив 1,049 млн рублей. Это рост сразу на 52% по сравнению с показателем января 2021-го. «Помимо инфляционной составляющей, рост цен на вторичном рынке подстегивается за счет нехватки новых машин», – констатирует издание.
Ценовой маятник
С начала пандемии российский авторынок переживает серьезную трансформацию. Сначала на фоне тотального локдауна и невозможности привычной реализации имеющихся остатков дилеры несли существенные убытки. Это продолжалось в течение первых двух кварталов 2020 года. Затем, начиная с июля – августа, по мере возобновления функционирования дилерских сетей и генерации отложенного спроса продажи возобновились, правда, с известными ограничениями.
В течение короткого промежутка времени (не более месяца), пока автопроизводители и дилеры не сориентировались, цены на новые машины держались на допандемийном уровне. Более того, некоторые дилеры продолжали предлагать различные «бантики и плюшки» с целью привлечения клиентов.
Но затем сработал классический рыночный механизм взаимодействия предложения и спроса. Последний начал перевешивать, и дефицит со стороны предложения, вызванный глобальным сбоем логистических процессов, быстро обнулил товарные остатки дилеров. Масла в огонь добавил ажиотаж покупателей на фоне инфляционных ожиданий и обесценивания рубля. Россияне пытались таким способом спасти свои сбережения. Вложения в продукцию автопрома казались удачным вариантом.
В этой ситуации естественной следует считать реакцию производителей, начавших пересматривать и накручивать отпускные цены. Со своей стороны, и дилеры поспешили компенсировать потери от вынужденного простоя центров в период локдауна. Причем они стремились заработать не только через получение премий от производителей, но и путем навязывания услуг, например в виде установки дополнительного оборудования.
Посткризисный синдром
Возвращаясь к вопросу перманентного «переписывания» отпускных цен автозаводами, стоит проанализировать обоснованность этих решений сегодня. Один из главных аргументов – резкий рост цен на металлы. Действительно, в России металлопрокат с ноября 2020 года по апрель 2021-го подорожал на 50–80%, но потом положение начало стабилизироваться. Мировой рынок металла прошел близкий к этому цикл развития. И металл на конечные цены влияет в меньшей степени.
Что касается так называемого сбоя логистических цепочек, острую фазу мировая автомобильная отрасль пережила в 2020 году, что не могло не найти отражение на ценовой политике ключевых игроков. Но в 2021-м данная проблема постепенно отошла на второй план, то есть и здесь кризис можно считать в целом преодоленным.
Дефицит микрочипов тоже стал настоящей головной болью автопроизводителей два года назад. В России продажи новых легковых машин в 2020-м из-за этого сократились на 9,1%. В прошлом году, несмотря на негативную статистику последних кварталов, все-таки удалось обеспечить рост рынка на 4,3%. Между тем нехватка микрочипов по-прежнему с повестки дня не снята. Просто большинство автозаводов сумело адаптироваться к работе в условиях ограниченной ресурсной базы.
Звучит непривычно, едет отлично: автомобили из Китая покоряют российский рынок
Логично предположить, что производители, продолжившие в феврале 2022 года поднимать отпускные цены, по-прежнему пользуются конъюнктурой для решения внутренних финансовых проблем. Это может иметь для них негативные последствия.
Если рассмотреть ситуацию с точки зрения лидеров продаж на российском рынке, то в топ-7 традиционно сохраняют свои позиции «Лада», Kia, Hyundai, Renault, Toyota, Volkswagen, Skoda. Однако буквально в спину им сегодня дышат китайские бренды, и нельзя исключать, что через пару лет они окажутся способны занять первые строчки рейтинга на авторынке России. Всё будет зависеть от стабильности поставок новых машин, а также от адекватной ценовой политики. И в том, и в другом китайцы «дозрели» и теперь готовы на равных бороться за российских клиентов с грандами мирового автопрома.
В целом можно сказать, что отечественный автомобильный рынок пока полностью не отошел от шока, вызванного коронакризисом. Однако, несмотря на достаточно неприятные тенденции января и первых дней февраля текущего года, баланс спроса и предложения, а значит, и комфортная для российских покупателей ситуация должны восстановиться. И существует вероятность, что произойдет это уже до конца 2022-го.
Автор – доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова