Сказки о потерянном времени
Именно такая история недавно произошла с одним жителем Москвы. В первый рабочий день 2020 года он обнаружил приличную царапину на переднем бампере своей машины, припаркованной возле дома. Сомнений не было – зацепил кто-то из соседей, когда выезжал со двора. И, как это принято говорить, скрылся с места аварии.
К счастью, есть полис добровольного автострахования. Каско для новой машины обошлось в круглую сумму, но теперь страховка пригодится. В страховой компании посоветовали – вызывай сотрудников ГИБДД. Принципиальное значение имеет, чтобы они в установленном порядке все оформили, только тогда гарантировано полное возмещение затрат на ремонт.
Сказать легче, чем сделать. В нашем случае человек три дня с утра звонил по номеру 112, операторы принимали «заявку». Он каждый раз отпрашивался с работы, не пользовался автомобилем – ждал. Но ничего не происходило. В принципе ему могли предложить подъехать в отделение ГИБДД, чтобы оформить аварию там, но почему-то этот вариант не рассматривался.
Пришлось решать вопрос без ГИБДД, что было сопряжено с определенным риском. В этом случае, согласно условиям договора каско, пострадавший водитель мог рассчитывать лишь на определенный размер компенсации. «Потолок» – до 5% от страховой суммы, но не более 15 тысяч рублей. У страховщиков это называется упрощенный порядок урегулирования убытков. Мороки, безусловно, меньше, однако надо иметь в виду, что если стоимость ремонта поврежденного автомобиля превысит лимит, то разницу оплатит клиент.
Служба европротокола
В этом отношении у ОСАГО имеются определенные преимущества. С 2009 году водители могут оформлять ДТП самостоятельно – по европротоколу. Документы передаются в страховые компании, которые принимают окончательное решение. Правда, для этого должны быть соблюдены ряд условий. В аварии получили повреждения не более двух машин, нет пострадавших, и оба водителя имеют на руках действующие полисы ОСАГО.
Сначала предельный размер ущерба установили, можно сказать, на символическом уровне – всего 25 тысяч рублей, через несколько лет повысили до 50 тысяч рублей. Сегодня самостоятельно оформить небольшую аварию с помощью мобильного приложения «ДТП.Европротокол» водители могут при повреждениях автомобиля до 400 тысяч рублей, если нет разногласий в оценке кто из них виновен. При ущербе до 100 тысяч рублей консенсус не требуется, как и регистрация в мобильном приложении. По этой схеме сегодня по ОСАГО урегулируется примерно треть мелких аварий, лет через 10 страховщики планируют обеспечить 100-процентный охват.
В конце 2014 года возникла идея распространить действие европротокола на каско. Согласно распоряжению Банка России, страховые компании должны были изменить правила урегулирования убытков. Прошло более 5 лет, однако от водителей по-прежнему требуют справки об аварии из ГИБДД. Страховщики опасаются, что либерализация каско, может привести к всплеску мошенничества со стороны клиентов.
Вне зоны доступа
Между тем перевод всех видов автострахования на европротокол в целом соотносится с концепцией реформирования ГИБДД. В основе преобразований – переход на цифровые технологии, что делает возможным сокращение штатной численности структуры. Считается, что видеокамеры, «умные» светофоры и прочие гаджеты способны заменить человека, осуществляющего контроль за безопасностью и регулированием дорожного движения.
С января 2018 года численность сотрудников полиции сократили с 904,8 тысячи до 894,8 тысячи, главным образом оргштатные мероприятия провели за счет подразделений ГИБДД. В сентябре 2019-го ликвидировали еще 5 тысяч гаишников. Принимая во внимание, что два года назад в штате ГИБДД было примерно 55 тысяч человек, то получается, что за короткий срок был уволен или переведен в другие управления почти каждый четвертый.
При этом полноценной «оцифровки» ГИБДД в большинстве регионов не произошло. Стоит ли удивляться, что вызовы на оформление аварий без тяжелых последствий, зачастую игнорируют? Крайними оказались автовладельцы, имеющие на руках полисы каско. Они, следуя указаниям страховых компаний, безуспешно пытаются вызывать сотрудников ДПС. Это – госуслуга, которая по объективным причинам, становится недоступной. Можно вообразить, какой скандал разразился бы и к каким последствиям для виновных должностных лиц он привел, если бы по вызову к больному не приехала «скорая помощь». Принципиальной разницы в том, что в одном случае речь идет о жизни и здоровье гражданина, а в другом о защите его имущественных интересов нет. Система при любых обстоятельствах должна работать.
Ненавязчивый сервис
Реформа МВД не отменяет Административного регламента, утверждённого ведомственным приказом в августе 2017 года. В документе есть пункт, предписывающий полицейским «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место ДТП». А вот положений, что правоохранители могут по каким-то основаниям отказаться оформлять аварию, в Регламенте в принципе нет.
Названы способы возместить ущерб после ДТП на грязной дороге
К сожалению, курс на тотальную цифровизацию всех сфер деятельности ГИБДД, по сути дела, создал новую реальность. Спрос на госуслугу – вызов на оформление ДТП – остается, но получить ее можно далеко не всегда. В МВД, видимо, исходят из того, что в перспективе либо водители явочным порядком перейдут на «самобслуживание», либо полномочия сотрудников групп разбора по незначительным авариям будут полностью переданы страховым компаниям.
Ну, а пока у автовладельцев формально остается право обжаловать действия, вернее, в данном случае бездействие должностных лиц ГИБДД. По закону, подобные обращения рассматриваются в течение 30 дней. Причем нет гарантий, что на жалобу ответят, а если и ответят, то не факт, что это что-то изменит, предупреждает президент Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий. «Рассчитывать, что по жалобе кого-то из инспекторов привлекут к дисциплинарной ответственности, не стоит. Скорее всего, придет отписка. Дескать, все сотрудники в тот день находились на оформлении ДТП с пострадавшими, ну или что-то в этом роде», – считает собеседник «Профиля».
По мнению Антона Недзвецкого, ускорить приезд сотрудников ГИБДД на место аварии можно лишь одним способом: каждые полчаса звонить по номеру телефона 112 или на «телефон доверия», напоминая о себе. Звонки фиксируются, при этом осуществляется внутриведомственный контроль на предмет времени реагирования. Впрочем, хитрость не всегда может сработать. Учитывая острый дефицит кадров, в территориальных подразделениях ГИБДД не существует жестких требований относительно сроков оформления мелких аварий.
Договор дороже денег
В результате водитель, имеющий на руках полис добровольного автострахования, становится заложником обстоятельств. Он обязан неукоснительно соблюдать порядок действий при ДТП, определенный договором каско. Отступление от правил наказуемо рублем – страховая компания может придраться к любому нюансу и на этом основании уменьшить размер компенсации ущерба либо вообще отказать в выплате.
«Нередко автовладельцы пренебрегают внимательным изучением условий договора страхования, не во все тонкости вникают. Поэтому лучше связаться с колл-центром компании, описать ситуацию и следовать дальнейшим инструкциям», – советует Антон Недзвецкий. Оптимальный вариант, когда в полисе каско предусмотрена услуга аварийного комиссара, который все знает и сумеет «разрулить» ситуацию, если ГИБДД не реагирует на вызов.
Со своей стороны автоэксперт Сергей Асланян считает, что здесь есть юридическая коллизия. С одной стороны, в настоящее время сотрудники ГИБДД не обязаны выезжать на оформление каждого ДТП. С другой стороны, крайними остаются обладатели полисов каско, у которых страховщики требуют документы, подтверждающие факт аварии. Не имея на руках справки, нельзя рассчитывать на полное возмещение ущерба при серьезных повреждениях автомобиля, превышающих установленный лимит.
Остается жаловаться в батальон ГИБДД, сотрудники которого игнорируют вызов. Если получить справку не удалось, и страховая отказалась оплачивать ремонт поврежденной машины в полном объеме или частично, то можно написать заявление в прокуратуру или же обратиться с иском в суд, продолжил Сергей Асланян.
На этот случай надо запастись доказательствами. Телефонные звонки к делу не подошьешь. А вот письменные жалобы, направленные по электронной почте, даже если полицейское начальство их оставило без ответа, послужат весомым аргументом, чтобы отстоять свои интересы.
Такой вариант развития событий, конечно, крайняя мера. Суд – всегда долгая и сложная процедура. Но, если вердикт будет вынесен в пользу автовладельца, то он может рассчитывать на взыскание с ответчика – подразделения ГИБДД, всех издержек. Включая полную стоимость ремонта машины, оплату услуг адвоката и вплоть до компенсации морального вреда, подчеркнул Сергей Асланян.
Если не удалось получить в ГИБДД справку о ДТП, то страховая компания действительно считает возможным снизить размер выплаты в рамках урегулирования ущерба по договору каско. Водитель в таком случае вправе обратиться в суд, поскольку имело место нарушение закона, подтверждает профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. По ее мнению, «саботаж» со стороны сотрудников полиции не носит массовый характер. И суды рассматривают такие дела в индивидуальном порядке.
В качестве свидетеля истец может привлечь страховую компанию, которая подтвердит факт ДТП, характер повреждений автомобиля, полную стоимость восстановительного ремонта, разницу, которую пришлось оплатить клиенту. «Прецеденты подачи в суд на сотрудников ГИБДД, отказавшихся оформлять дорожную аварию, были. Выиграть такое дело реально», – подчеркнула Юлия Финогенова.
С меньшим оптимизмом оценивает судебные перспективы Антон Недзвецкий. Невероятно, что ущерб удастся взыскать с государства, отмечает он. Дело может повернуться против самого водителя, который, отчаявшись дождаться представителей ГИБДД, самовольно уехал.
«Так можно нарваться на крупные неприятности. Ведь действия могут квалифицировать, как оставление места ДТП. Санкции за это –лишение прав на срок от года до полутора лет или административный арест до 15 суток. Лучше уж «добивать» ГИБДД звонками и требованиями», – резюмировал Антон Недзвецкий.