Камерное настроение
На днях появилась информация, что некая российская компания, близкая к властным структурам, опробует на российских дорогах новый способ ограничения скорости и – сразу! – выявления нарушителей. Суть в том, что разработчики предлагают дополнить так называемые динамические знаки комплексами фотовидеофиксации, чтобы наверняка поймать и прищучить лихачей.
Тут требуется небольшое разъяснение. Динамические знаки высвечиваются на электронных табло переменной информации, которые давно уже устанавливаются на скоростных шоссе; там, кроме того, пишут разные погодные и прочие предупреждения. А также обозначают временные ограничения скорости, например, из-за снежных заносов или ремонтных работ. Часто на таких дорогах еще устанавливаются дублирующие (обычные) знаки. Многие видели на шоссе знаки с ограничением скорости (скажем, «90» вместо разрешенной по всей дороге «110»), но с табличкой, что такое ограничение работает только в дождь. И это продублировано динамическими светящимися знаками. Удобно? Понятно? Да!
И удобно для дорожных организаций, потому что установленный скоростной режим можно менять дистанционно, с пульта управления движением. Так вот, разработчики новых комплексов видеофиксации решили сурово бороться с нарушителями требований именно динамического знака. Для фиксации такого нарушения они предлагают использовать сразу три камеры. Две камеры, установленные последовательно перед рамкой, фиксируют машину на подъезде к табло переменной информации. Они «бьют в спину», фиксируют номер автомобиля и его скорость на фоне динамического знака; третья камера установлена за комплексом на некотором расстоянии. Она измеряет скорость автомобиля уже в зоне действия временного знака. И если автомобиль превысил скорость, обозначенную на электронном табло, к владельцу домой тут же полетит «письмо счастья».
"Глазастые" девайсы: за что автомобилисты бьют камеры видеофиксации
Красиво? Да, только не с точки зрения водителя. Который едет с разрешенной скоростью и вдруг видит новое, неожиданное ограничение. Начинает тормозить… Но есть опасность: если сделать это очень резко, тебя может «догнать» летящая сзади машина; если попробуешь плавно – запросто можешь попасть в объектив третьей камеры со всеми вытекающими.
Еще раз напомню: динамические знаки давно работают на скоростных дорогах, их требования водители соблюдают и без всяких дополнительных камер. Причем, по информации из госкомпании «Автодор», аварийности на таких участках нет. Зачем придумывать новые системы, где их вообще размещать? В городах, где и так скорость невелика? У нас и так на дорогах очень много излишних ограничений. В ГИБДД неоднократно заявляли, что снижать скоростной режим нужно лишь в крайних случаях и самые безопасные участки дороги – те, где скорость постоянная. Так что ответ напрашивается сам собой: новая система нужна для пополнения бюджета.
Немного статистики. В 2020 году автовладельцы получили более 145,5 млн штрафов за нарушения, зафиксированные камерами. Это почти на 20% больше, чем годом раньше. Чаще всего штрафовали за превышение скорости (124 млн постановлений). Что, мы стали вдруг больше нарушать? Нет, просто камер стало больше. Сейчас в России на дорогах установлено больше 15 тыс. стационарных камер видеофиксации и 3,6 тыс. передвижных комплексов. Это, между прочим, больше, чем во всей Западной Европе. Лидер тут, естественно, Москва: свыше 2,5 тыс. камер. И за прошлый год эти комплексы «заработали» 117 млрд руб. Опять ожидаемо лидирует Москва: столичные водители принесли бюджету (и владельцам камер) 23 млрд руб. Это, если интересно, в два раза больше, чем годовой бюджет Ярославля! Понятно, почему многие регионы (в том числе и столичный) планируют увеличение числа камер. И уже никто даже не говорит, что эти комплексы нужны «для предупреждения ДТП». Понятно, для чего их устанавливают!
Хотя резонансное ДТП, которое устроил на днях некий блогер на автомобиле с «левым» номером, показало: системам видеофиксации неинтересны хронические нарушители правил (у этого юноши за три месяца штрафов набежало почти 600!) и машины-невидимки, им важно выполнить план по штрафам. А ловить нарушителей, выходит, просто некому.
И так, для справки: каждый российский водитель заплатил в прошлом году в виде штрафов за нарушения ПДД (реальные или мнимые) около 1,5 тыс. рублей.
Сколько стоит ТО?
Чуть больше месяца назад вступила в силу новая редакция законодательных актов о техосмотре. Причем в силу ее сложности от прохождения ТО на полгода освободили большую часть автомобилей. Но уже сейчас в Совете Федерации предложили пересмотреть стоимость проведения техосмотра. Причем авторы проекта предлагают не только изменить тарифную политику, но и отобрать у Российского союза автостраховщиков (РСА) право на аккредитацию операторов техосмотра. А эту задачу, так же, как и полномочия по контролю за операторами, возложить на Росаккредитацию. Сможет ли справиться это молодое и небольшое по штату агентство с такими задачами – неизвестно. Но это не самый главный вопрос, главное – по проекту правительство должно установить методику расчета базовой ставки, а также границы минимального и максимального пределов стоимости техосмотра. Будет разработана и новая система региональных коэффициентов.
Техническое поражение: зачем депутаты захотели отменить ТО для личных машин
По сути, предлагается схема, похожая на нынешнюю систему тарификации ОСАГО. В ней тоже есть тарифный коридор, есть и региональные коэффициенты.
Пока же стоимость техосмотра устанавливают региональные власти на основании старой методики, утвержденной еще в 2012 году. При этом разница в цене от региона к региону может быть довольно большой – от 300 до 1000 рублей. В среднем по стране около 500 рублей. Понятно, что за такие деньги провести полноценный осмотр машины невозможно, тем более что операторов обязали приобрести новое оборудование и переобучить персонал, чтобы соответствовать новым требованиям. Но из-за низкой маржинальности (и последствий локдауна в карантин) многие операторы закрылись, и новые тоже не спешат этим бизнесом заняться. Если с октября техосмотр по новым правилам заработает по-настоящему (с фотофиксацией и занесением данных в ЕАИСТО), нагрузка на действующих операторов вырастет в несколько раз. Как следствие – очереди на техосмотр и… рост числа автовладельцев, которые просто не будут получать диагностические карты. И предпочтут или купить такую, или ездить без полиса ОСАГО.
Есть два выхода, два пути решения проблемы. Первый – отменить техосмотр для легковых автомобилей физических лиц или сделать его добровольным. Второй – установить справедливую (для операторов) стоимость техосмотра, чтобы привлечь сюда бизнес. По самым предварительным подсчетам, стоимость проведения ТО не может быть меньше 2–3 тыс. рублей. Потому что операторам нужно не только платить зарплату сотрудникам, аренду, коммуналку, но и вложиться в обновление оборудования. И прочее, и прочее…
По самым предварительным подсчетам, стоимость проведения ТО не может быть меньше 2–3 тыс. рублей
Shutterstock/FOTODOMЗамок против перегара
С прошлого года Минпромторг продолжает разрабатывать «концепцию внедрения в массовое потребление» алкозамков (они блокируют зажигание при выявлении алкоголя в выдохе) и даже каким-то образом собирается стимулировать автопроизводителей устанавливать приборы во все новые машины. До этого за установку таких приборов выступали руководители ГИБДД. К тому же, по уверениям чиновников, есть мировой опыт: с 2022 года все транспортные средства, произведенные на территории Евросоюза, должны быть оборудованы такими запорами. Но это, честно говоря, не совсем так.
Действительно, во многих странах мира лет 20 такие устройства успешно применяются для контроля граждан, которые уже попадались на пьяном вождении, либо для контроля водителей, перевозящих пассажиров (автобусов, такси). В первом случае это дело сугубо добровольное: при согласии нарушителя ему могут сократить срок лишения прав (либо вовсе перевести его в «заочную» форму), если он за свои деньги поставит такое оборудование. Для контроля… Причем удовольствие это недешевое: установка и обслуживание (за год) обходятся примерно в 2 тыс. евро.
Так вот, в Европе действительно обязали всех производителей с 2022 года все транспортные средства оборудовать… разъемами для установки (вдруг понадобится!) таких алкозамков. Потому что подозревать всех без исключения водителей в склонности к безудержному пьянству не позволяют европейские законы. И, согласитесь, все-таки это разные вещи – дополнительный электрический разъем или комплект оборудования. Кстати, один из российских производителей уже предложил Минпромторгу организовать массовые поставки таких установок по цене от 80 тыс. руб. за штуку. Плюс еще сколько-то будет стоить обслуживание.
Понятно, что подобная инициатива неизбежно приведет только к росту стоимости автомобилей. К тому же точность работы прибора пока относительно невелика, поэтому, предупреждают эксперты, существует большая вероятность ошибочного срабатывания системы блокировки.
Алкозамок, встроенный в систему зажигания и блокирующий запуск двигателя, если в выдыхаемом водителем воздухе обнаружен алкоголь
Иван Водопьянов/Коммерсантъ/Vostock photoПодозреваются все!
И снова про бесплатную нашу медицину. Полтора года назад Минздрав страны вдруг решил записать всех водителей в потенциальные алкоголики и обязал при получении медицинской справки (а она потребуется при получении или обмене прав) проходить два дополнительных (и очень дорогих!) теста. Надо было сдать мочу для исследования на наличие психоактивных веществ, а кровь – на определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT). Это маркер, который показывает регулярную алкогольную нагрузку.
Но, с точки зрения специалистов, оба метода к надежным не относятся и в любом случае требуют проведения дополнительных исследований. И, между прочим, очень дорогих. По моим подсчетам, в разных регионах за две бумажки пришлось бы отдать от 4 до 9 тыс. рублей! Эти нововведения вызвали чудовищное возмущение водителей; в ситуацию вмешался даже президент Владимир Путин, который назвал их «чушью». И министр приказал… нет, не отменил, а перенес «для продолжения экспертной работы по совершенствованию вопросов медосвидетельствования».
Между прочим, тогда и в ФАС, и в Следственном комитете заинтересовались – а по чьей инициативе появилось такое небывалое (в мире) требование? И даже прозвучало, что в принятии приказа были заинтересованы некие чиновники, которые попутно занимались ввозом в страну необходимого оборудования и расходных материалов (у нас такие не производят). Я к чему это все пересказываю в 101-й раз? Следствие по делу неназванных чиновников, конечно же, завершилось, и не начавшись. Минздрав под Новый год принял решение продлить действующую редакцию приказа №344н (он про правила выдачи медсправок) до 1 января 2022 года. А требования по проведению CDT-тестов не отправлены в архив: год специалисты Минздрава взяли «для изучения альтернативных вариантов выявления алкозависимых». То есть, если альтернативы не найдут, с 1 января могут вступить в силу печально известные (и кем только не обруганные!) правила с двумя дополнительными анализами за 9 тысяч.
Болезнь роста: повышение утилизационного сбора подстегнет цены на автомобили
…Правительство уже который год изо всех сил поддерживает наш авторынок и автопром; те же самые программы льготного автокредитования в прошлом году помогли 200 тыс. россиян приобрести новые легковушки. Есть и бюджетные механизмы, которые позволяют производителям компенсировать часть расходов (на уплату утилизационного сбора, НИОКР и т. д.). И во многом благодаря этому ни отрасль, ни рынок не пострадали так сильно в прошлом году. Рынок, к примеру, упал не катастрофически, а всего на 9,1%. Сравните: в Германии продажи машин снизились на 19%, в Великобритании – на треть, а в среднем по странам Европы – на 25%.
Но здесь надо четко понимать: ни о какой благотворительности речь не идет. Эти деньги точно не швыряют в топку, а выделяют на основе трезвого расчета. Во-первых, автопром не зря считается локомотивом экономики. Каждый проданный автомобиль заставляет «крутиться» множество отраслей – от продажи страховых полисов, топлива, запчастей и многого другого до строительства новых дорог. А это рабочие места, нормальная работа экономики… Говорят, что каждый рубль, вложенный в автопром, приносит в казну три рубля в виде дополнительных налогов. То есть деньги, выделенные государством, возвращаются сторицей.
Но чиновники каждый год придумывают все новые и новые способы «честного отъема денег» у автовладельцев. (Или у автопроизводителей, что суть то же самое, потому что дополнительные расходы сразу закладываются в конечную цену автомобиля.)
При этом многие подобные новации уже традиционно вводятся практически без обсуждения с участниками рынка – нередко Минпромторг (Минэкономразвития, Минфин, Минздрав, далее везде…) вдруг ставит всех перед свершившимся фактом. Что не позволяет сложной отрасли планировать работу даже в среднесрочной перспективе, вынуждая ее судорожно подстраиваться под новые правила. А значит, что-либо планировать на уровне своих бюджетов не могут и они, и автомобилисты, вынужденные в конце концов или отложить покупку, или отправиться в поисках авто на вторичный рынок. Что в какой-то степени сводит на нет усилия этих самых властей по поддержке автоиндустрии, по обновлению автопарка. Странная какая-то получается схема. Одной рукой немножко подбрасывают, чтобы другой побольше изъять?..