Обе модели по праву стали знаковыми и продержались на рынке долгие годы. Необходимость в легком внедорожнике наглядно продемонстрировала военным всего мира Вторая мировая война. Можно смело сказать, что поставлявшийся в СССР по ленд-лизу американский Willys MB на долгое время стал законодателем моды в этом сегменте. Хотя отечественные конструкторы еще в 1938 году создали полноприводный ГАЗ-61, большого распространения он не получил.
После того как отгремели бои, потребность советской армии в подобном автомобиле частично была закрыта заокеанской техникой. Достаточно сказать, что начиная с 1942 года в рамках военных соглашений нам было поставлено более 50 000 «виллисов». Да и задачи по восстановлению промышленности в целом несколько отодвинули дату рождения будущей легенды.
Англичанам же пришлось решать проблему с ходу. В результате в 1948 году братья Морис и Спенсер Уилксы явили миру автомобиль, ставший впоследствии известным под именем Land Rover Defender. Примененные в нем конструктивные решения явно навеяны «эхом войны». Рама сварена из стальных полос за неимением штамповочных мощностей. Кузов набран из алюминиевых листов – прямо как фюзеляж какого-нибудь «Спитфайра». И вершина всего – 50-сильный бензиновый двигатель с четырехступенчатой коробкой передач и отдельной понижающей коробкой. Так что при удачном стечении обстоятельств первый Land Rover мог разогнаться лишь до отметки чуть выше 50 км/ч.
Спустя пять лет, в 1953 году, Горьковский автозавод выдал асимметричный ответ, запустив в серийное производство ГАЗ-69. Автомобиль получился невероятно живучим и более чем удачным. Сам за себя говорит тот факт, что немало работоспособных экземпляров смогло дожить до наших дней. Причем не в виде музейных экспонатов, а в качестве полноценных тружеников. Однако практически сразу с появлением 69-го началось проектирование и его преемника. Вполне логичное решение, учитывая, что «новорожденный» был задуман еще в довоенный период. А армия хотела иметь в своем распоряжении современное транспортное средство, способное как двигаться в составе танковых колонн, так и перевозить, например, небольшое орудие. Ну и, конечно, без особых проблем доставлять отцов-командиров в самые дальние уголки вверенных им рубежей.
В 1958 году свет увидел предсерийный образец, выпущенный Ульяновским автозаводом, – УАЗ-460. Полноценное серийное производство началось существенно позже. Первые автомобили УАЗ-469 покинули конвейер в 1972 году. Со временем машина пережила целый ряд модернизаций, самой значительной из которых можно считать появление версии с мостами без бортовых редукторов. Ими пожертвовали в угоду увеличению ресурса, в ущерб проходимости. К этому моменту автомобиль начал поставляться для нужд сельского хозяйства, что позволило немного «очеловечить» бескомпромиссную армейскую конструкцию. В 1985-м произошла смена отраслевой индексации и гражданский 469-й превратился в УАЗ-31512, обзаведясь по дороге металлической крышей. Собственно, практически в таком виде легенда и дожила до наших дней, только сменив в очередной раз имя на УАЗ «Хантер».
Судьба капиталистического собрата развивалась по практически аналогичному сценарию. В 1983 году машина практически родилась заново. Потенциальным покупателям было предложено два типа кузова – 3- и 5-дверный. Соответственно, отличалась и длина колесной базы – 90 и 110 дюймов. В 1990 году появился пикап с индексом длины 130. Тогда же к имени Land Rover добавилась приставка Defender. Вся дальнейшая история машины – непрерывная борьба конструкторов с собственным производством и временами здравым смыслом. Дожив до XXI века, этот вездеход так и не обзавелся подушками безопасности. Посадка за рулем вызывает чувство дискомфорта у водителя любой комплекции, а низкая надежность вошла в анекдоты и поговорки. Тем не менее Land Rover Defender удивительно живуч, ремонтопригоден и, вне всякого сомнения, обладает потрясающей харизмой. Однако жить ему осталось совсем недолго – в декабре этого года будет выпущен последний «Дэф» в том виде, в каком мы его знаем.
«Профиль» представляет легендарные автомобильные марки, производство которых продолжалось более 30 лет
Итак, можно сказать, сейчас есть последняя возможность приобрести себе легенду либо советского, либо британского автопрома. УАЗ под занавес предлагает особую, «Победную серию». Традиционный армейский зеленый цвет здесь разбавлен аэрографией, выполненной по мотивам истребителя главного героя фильма «В бой идут одни «старики». Хотя сравнить «Хантер» с истребителем – немного слишком. Под капотом здесь стоит бензиновый двигатель объемом 2,7 литра мощностью 128 л. с. Привод задний, с подключаемым передним мостом, без межосевого дифференциала. Пользоваться им можно только на бездорожье. Зато в комплекте идут вещмешок, плащ-палатка, топор, а также котелок и набор столовых приборов. Главный козырь «Хантера» – цена. Сейчас, даже без учета существующих специальных предложений, его можно купить всего за 549 000 рублей.
Пятидверный Land Rover Defender обойдется существенно дороже. Заплатив немногим более 2 млн рублей, вы получите двухцветный алюминиевый кузов, который скрывает 122-сильный дизель объемом 2,2 литра, полноприводную трансмиссию с 6-ступенчатой механической КПП и кажущуюся невероятной для этого автомобиля антиблокировочную тормозную систему ABS с электронной противобуксовочной системой ETC и системой динамического контроля устойчивости. Антуражные куртку Barbour и резиновые сапоги Hunter можно приобрести самостоятельно.
Тем не менее даже при таком разлете цен выбор нельзя назвать простым. Более того, сложно представить человека, который будет выбирать между именно этими двумя моделями. В любом случае УАЗ «Хантер» и Land Rover Defender остаются последними представителями автомобилей для «сильных духом».