Информационное агентство Деловой журнал Профиль

От пунктира до трассы: сколько километров современных дорог будет в России через пять лет

Надо сказать, что в последние два десятилетия темпы дорожного строительства по всей стране только нарастали. Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков даже подсчитал, что в прошлом году в РФ прокладывалось 6,5 км дорог ежедневно. В конце 2024-го вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что за предыдущие шесть лет в России построили, реконструировали и отремонтировали 150 тыс. км дорог. По его словам, такой же объем работ дорожники запланировали и до 2030 года. Какие участки ввели в строй в 2025-м, что еще будет сдано до Нового года, где появятся платные магистрали и обходы городов и как будут развивать дорожно-транспортную инфраструктуру, разбирался «Профиль».

Открытие движения по участку автодороги Р-239 Казань – Оренбург после его реконструкции

© Максим Богодвид/РИА Новости
Содержание:

Мы строили, строили… и построили!

Летом было завершено строительство трассы М-12 «Восток» от Москвы до Екатеринбурга (1800 км) – президент Владимир Путин открыл движение по участку Дюртюли – Ачит. В следующем году магистраль продлят до Тюмени. На юге страны идет масштабная реконструкция трассы М-4 «Дон»: увеличивают количество полос, обновляют покрытие, строят новые развязки. Это особенно важно, потому что М-4 – главный коридор к Черноморскому побережью. Отдельное внимание – строительству скоростной магистрали, которая соединит трассу М-4 «Дон» и Сочи. Уже полным ходом идет сооружение первого участка – обхода Адлера. Новая трасса в перспективе должна снять транспортную нагрузку с города (и существующей дороги А-147), серьезно ускорить проезд из Центральной России к главному нашему курорту.

Шестилетку – в срок: правительство утвердило план дорожной деятельности до 2030 года

В Подмосковье достраивают две очередные развязки Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) с вылетными магистралями из столицы. Эта трасса разгрузила Московский транспортный узел и обеспечила удобное сообщение между регионами. Также продолжается модернизация трасс М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина». В этом и следующем году участки в Московской и Калужской областях расширят, появятся новые развязки, скорость и пропускная способность повысятся.

До конца 2025-го дорожники сдадут более 300 региональных и местных объектов строительства и реконструкции общей протяженностью более 1100 км. Среди них – транспортные развязки, участки магистральных улиц, мосты и путепроводы; ключевые проекты реализуются в Приморском крае, республиках Дагестан и Татарстан, Владимирской и Воронежской областях. Из важнейших объектов – несколько участков Южно-Лыткаринской автодороги в Московской области (проект включает в себя возведение 45 км трассы, а также 64 искусственных сооружения: 11 транспортных развязок, 27 путепроводов и 10 мостов); второй мост через Обь в районе Сургута, который свяжет два важных транспортных коридора (Тюмень – Сургут – Салехард и Пермь – Ханты-Мансийск – Нижневартовск – Томск); участок дороги Югорск – Таёжный в ХМАО (эта трасса свяжет Югру со Свердловской областью и станет частью Северного широтного коридора).

А еще сдадут расширенный до четырех полос участок трассы Р-22 «Каспий» и закончат капитальный ремонт участка федеральной дороги Р-255 «Сибирь» в Красноярском крае. И это не считая многочисленных больших и малых событий на региональных и местных дорогах по всей стране. Всего за шесть лет работы по национальному проекту «Безопасные и качественные автодороги» только на федеральных российских трассах уложили более 1 млрд кв. м асфальта; отремонтировали, реконструировали и построили больше 100 тыс. км дорог; в городских агломерациях 85% дорог поддерживается в нормативном состоянии.

Цели поставлены, задачи ясны

С этого года стартовал новый национальный проект «Инфраструктура для жизни». Тут поставлены задачи еще более амбициозные, ведь в его составе уже целых шесть федеральных проектов: развитие федеральной дорожной сети (в том числе платных дорог), развитие региональных и местных дорог, безопасность дорожного движения, развитие общественного транспорта, развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, в том числе продление Московских центральных диаметров в соседние регионы, и «общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (внедрение интеллектуальных транспортных систем, установка камер и так далее).

Платить за проезд все равно придется

Естественно, все перечисленные проекты тесно между собой связаны. И теперь, помимо собственно строительства новых дорог, в плане предусмотрены меры по их обустройству: установка электрического освещения, строительство разноуровневых пешеходных переходов, строительство тротуаров и пешеходных дорожек в населенных пунктах, устройство шумозащитных экранов, организация мест отдыха и так далее. То есть в полной мере учли опыт запуска трассы М-11, когда поначалу вдоль отличной дороги было очень мало АЗС. В целом до 2030 года планируется построить и реконструировать в России выше 3700 км автомобильных магистралей.

Важнейшая задача, которую поставил президент, – строительство автодорожных обходов 50 городов, чтобы вывести транзитный трафик за пределы населенных пунктов. В рамках реализации коридора «Север – Юг» идут работы на обходах Волгограда, Махачкалы, Астрахани, Дербента и Хасавюрта. Это часть масштабного международного маршрута, который соединит Россию, Иран и Индию. Кроме того, предстоит построить обходы Саратова, Орла, Рязани, Борисоглебска, Омска…

В числе других приоритетных проектов на ближайшую пятилетку – реконструкция участков трасс М-7 «Волга», Р-217 «Кавказ», Р-132 «Золотое кольцо», А-370 «Уссури», Р-255 «Сибирь», М-2 «Крым» (северный подъезд к Туле), Р-298 (Курск – Воронеж). Будут серьезно модернизированы и расширены участки трассы М-8 «Холмогоры» в Московской и Ярославской областях, М-9 «Балтия» в Тверской области, северного сегмента Кольцевой автомобильной дороги (КАД) в Санкт-Петербурге.

Ключевой стройкой в 2025-м является продолжение платной магистрали М-12 «Восток». Сейчас она дошла до Екатеринбурга, и теперь от Москвы до столицы Урала (1800 км) можно проехать без светофоров и перекрестков на высокой скорости за 16–18 ч. А в 2026 году трассу М-12 должны довести и до Тюмени. Дальше задача – протянуть ее до Владивостока, но тут новую магистраль строить не будут, только реконструируют существующие участки, где это требуется, и сделают современные обходы городов.

Строительство трассы М-12 «Восток» завершилось летом, президент Владимир Путин открыл движение по участку Дюртюли – Ачит

Открытие движения по участку Дюртюли – Ачит трассы М-12 «Восток»

Донат Сорокин/ТАСС

Ранее начатые объекты, конечно же, завершат. Уже в следующем году планируется закончить реконструкцию участков с 66-го по 84-й километр трассы М-1 «Беларусь» и с 65-го по 124-й – трассы М-3 «Украина». И тогда от Москвы до Калуги, к примеру, можно будет буквально долететь за два часа! В столице соединят южное направление Московского скоростного диаметра и автомобильную дорогу Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, в Подмосковье полностью достроят Южно-Лыткаринскую автодорогу и возьмутся за сооружение дублера Егорьевского шоссе длиной 36 км, который свяжет МКАД и ЦКАД на востоке области.

Вячеслав Петушенко: "В истории современной России еще не строили так много новых магистралей"

Есть еще несколько очень серьезных перспективных проектов, но сначала надо закончить текущие объекты и только после этого можно приступать к новым масштабным стройкам на федеральной сети. Если, по словам одного большого чиновника, будут на то дополнительные возможности. При этом, конечно, поручение президента построить к 2030 году 50 новых обходов городов будет выполнено.

Среди жизненно необходимых для развития экономики страны перспектив – тот самый скоростной дублер трассы А-147 от магистрали М-4 до Сочи (пока строят только один участок из восьми, еще один проектируется; общая стоимость строительства оценивается в 1,4 трлн руб.), строительство второй кольцевой дороги (КАД-2) вокруг Санкт-Петербурга, как минимум два больших моста через Обь в районе Салехарда и через Лену у Якутска… Но пока это все в замыслах. Про строительство тоннеля от Чукотки до Аляски я вообще молчу…

В целом по плану развития дорожной деятельности до 2030 года на ремонт, реконструкцию и строительство новых магистралей из бюджета будет выделено более 9 трлн руб. – фантастическая сумма. Так ведь и дорожная сеть у нас огромная – свыше 1,5 млн км. И мало построить современные трассы, их надо содержать, а это дорого стоит. Поэтому большая часть денег пойдет на содержание, ремонт и восстановление дорог. Некоторые из которых, увы, иначе как «убитыми» не назовешь.

Так что задача стоит понятная: в первую очередь улучшить содержание всех важнейших трасс, довести их как минимум до нормативного состояния. Кроме того, заниматься инфраструктурой, например возведением современных многофункциональных зон, где можно не только заправить машину, но и пообедать, отдохнуть, постирать одежду и даже комфортно выгулять собаку. Таких зон становится все больше. И это, как мне кажется, очень правильное направление.

Асфальт как думающая субстанция

Почему-то у некоторых процесс дорожного строительства ассоциируется с группой рабочих, которые из тачки лопатой разбрасывают горячий гудрон. Но такую картинку не увидишь на прокладке современных дорог. По словам главы госкомпании «Автодор» Вячеслава Петушенко, ручной труд в отрасли давно не применяется. А вот современные технологии на каждом шагу!

Беспилотные грузовики, как мы помним, уже ездят по трассам М-11 и ЦКАД, и ареал их использования все время расширяется. А еще беспилотная техника, как выяснилось, может строить дороги. Как это выглядит, продемонстрировали на прошедшей недавно международной специализированной выставке «Дорога-2025». Три беспилотника – асфальтоукладчик и два катка – уложили первые метры асфальтобетонного покрытия. Причем со строгим соблюдением всех технологий и требований. Датчики контролировали температуру асфальта, метеостанция предупреждала об изменениях погодных условий, а видеокамеры и радары оценивали дорожную ситуацию и предотвращали столкновение с препятствиями.

Дороги, которые мы открываем: что важнее – строить новые трассы или модернизировать имеющиеся

В сложных условиях дороги можно даже строить дистанционно: техника работает на местах, а водитель сидит в это время в комфортном помещении. Где угодно. Это как раз продемонстрировали на выставке: оператор из Минеральных Вод управлял техникой, которая укладывала асфальт… в Челябинске.

Отрасль, по словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова, активно движется по пути цифровизации. Сейчас идет работа над созданием новой полной строительной экосистемы, которая с учетом уже накопленного профессиональным сообществом опыта «нацелена на автоматизацию и информатизацию процесса во всех сферах дорожной деятельности, внедрение автоматизированной дистанционно управляемой дорожной техники, развитие отечественной инженерной школы», подчеркнул он.

Дорожное хозяйство становится все более высокотехнологичной отраслью. Интеллектуальные транспортные системы работают в 65 городах и 50 субъектах Российской Федерации. Они стали неотъемлемой частью инфраструктуры автомобильной дороги. «Наша общая цель очевидна: технологическое обновление дорожного хозяйства, повышение эффективности всей системы его работы», – отметил Новиков.

На федеральных дорогах страны работает более 10,5 тыс. постов и станций, которые осуществляют мониторинг интенсивности и состава транспортных потоков, метеонаблюдение. Весь этот массив данных обрабатывается и выводится в том числе на табло переменной информации для предупреждения водителей. При строительстве и капитальном ремонте активно применяют технологии информационного моделирования, которые позволяют создать цифровую модель автомобильной дороги.

укладка асфальта
©Петр Ковалев/ТАСС

Технологии искусственного интеллекта позволяют регулировать транспортные потоки, повышать безопасность дорожного движения, заранее планировать все необходимые работы по содержанию трассы, а если надо – и ее реконструкции. А в ближайшем будущем датчики, расположенные непосредственно в полотне дороги, будут информировать беспилотные автомобили (а автомобили – информационную систему) о том, что происходит на том или ином участке магистрали и как надо изменить маршрут в непредвиденной ситуации. Так что умная дорога – это уже не просто красивое словосочетание, а наша реальность.


Дороги в тысячах и миллионах

Общая протяженность автомобильных дорог в России – более 1,5 млн км. Но в Индии и Китае, например, около 5 млн км дорог, в США – больше 6 млн км. Так что нам есть куда расти.

Протяженность российской опорной сети, куда входят все федеральные магистрали, самые важные региональные трассы, дороги, ведущие к железнодорожным станциям, аэропортам, морским и речным портам, – свыше 140,5 тыс. км.

До 2030-го правительство планирует почти вдвое нарастить протяженность скоростных автомагистралей – с нынешних 6000 км до 11–12 тыс. Причем 7000 км из них будут платными (сейчас – 3500 км). Для сравнения: во Франции, площадь которой в 30 с лишним раз меньше, чем России, 12 тыс. км платных дорог, а общая протяженность дорожной сети – более 1 млн км.


Самое читаемое
Exit mobile version