Профиль

Полоса торможения: Минтранс хочет вернуть штраф за превышение средней скорости

В России могут вернуть штраф за превышение средней скорости, отмененный два года назад. Нарушителей снова будут выявлять с помощью комплексов фотовидеофиксации, засекая время пересечения контрольных точек. Способна ли эта мера существенно повысить безопасность движения, сказать сложно, а вот бюджетные доходы определенно вырастут.

Минтранс хочет вернуть штраф за превышение средней скорости

(Иллюстрация)

©Shutterstock/Fotodom

С инициативой восстановить наказание для водителей, которые соблюдают скоростной режим только в зоне действия дорожных камер, но позволяют себе разгоняться на «слепых» участках автомагистралей, выступил Минтранс. Поправки в Правила дорожного движения (ПДД) и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) ведомство подготовило летом 2023 года и направило законопроект на межведомственное согласование.

Документ впервые вводит понятие «средняя скорость», под которым подразумевается «значение равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление этого участка». Ранее в нормативных правовых актах формулировка отсутствовала.

Дорожная развязка: как умные транспортные системы меняют российские города

Система штрафов за превышение средней скорости появилась в отдельных субъектах Федерации в 2013 году. Ее ввели Москва и Подмосковье, Самарская, Смоленская и Воронежская области, Татарстан. Под контроль камер попали достаточно протяженные участки федеральных и региональных дорог. Например, в Московской области система охватывала 174 участка – примерно 590 км из 2500 км общей протяженности автодорог региона.

В 2021-м на основании решения Верховного суда РФ штрафы отменили, но только для того, чтобы устранить правовые пробелы, на которые было указано в вердикте. В настоящее время законопроект поддержали ряд министерств и власти субъектов Федерации. Минтранс, похоже, рассчитывает, что Госдума оперативно рассмотрит и примет документ. Во всяком случае возвращение штрафа за превышение средней скорости ведомство анонсировало на 1 сентября 2024 года.

На кону не только безопасность дорожного движения, но и дополнительные доходы бюджета. В 2020-м российские автомобилисты совершили 167 млн нарушений ПДД, им было выписано штрафов на 117 млрд руб. К предыдущему году рост составил 15% и 10% соответственно. В 2021-м выявлено 179,5 млн нарушений на 128,3 млрд руб., в 2022-м – 201 млн нарушений на 136,8 млрд руб.

Подавляющее большинство нарушений ПДД – превышение водителями разрешенной скорости. Ловят же лихачей в 9 случаях из 10 дорожные камеры, количество которых год от года увеличивается. В 2020-м насчитывалось порядка 18,6 тыс. стационарных и переносных комплексов, сейчас – более 25 тыс.

Развитие системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, считают в МВД, само по себе дисциплинирует водителей, что позволяет ежегодно ликвидировать до 1,5 тыс. аварийно опасных участков автодорог. Одновременно решается экономическая задача: штрафы, уплачиваемые автомобилистами, – правда, не в полном объеме – поступают в бюджеты субъектов Федерации (в дорожные фонды).

Вот почему региональные власти являются сторонниками автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД. Есть примеры Москвы, где создана сеть из почти 3,6 тыс. камер, и Московской области – там установлено примерно 1,8 тыс. камер, которые работают куда эффективнее сотрудников ГИБДД. Так, в 2021 году из 31,9 млн нарушений ПДД, выявленных в столице, 30,7 млн – на счету комплексов автоматической фотовидеофиксации, в Подмосковье – 28,9 млн из 30,1 млн.

Лишение прав: из-за каких лекарств водитель рискует стать пешеходом

Выше было сказано, что штрафы не в полном объеме поступают в бюджет. Значительное число дорожных камер, хоть и стоит на балансе регионов, принадлежит частным компаниям. Последним причитаются либо проценты (до 50%), либо фиксированная сумма (150–250 руб.) с каждого оплаченного штрафа.

Очевидно, что в данном случае маржинальность бизнеса имеет мало общего с безопасностью дорожного движения. Владельцы комплексов фотовидеофиксации по определению не заинтересованы в снижении количества нарушений ПДД, признал генпрокурор Игорь Краснов. Выступая в конце 2021 года в Госдуме, он констатировал, что «установка систем видеофиксации в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль».

Доходы местных бюджетов и частных компаний еще больше вырастут, если Минтранс все-таки добьется возвращения штрафа за превышение средней скорости. По словам независимого эксперта в сфере безопасности дорожного движения Андрея Веселкова, инициатива ведомства противоречит позиции президента Владимира Путина. Глава государства на заседании Госсовета, состоявшегося 25 июня 2019 года, подчеркнул, что камеры автоматической фотовидеофиксации являются средством дорожной безопасности, а не сбора штрафов, и устанавливать их нужно только в местах повышенной опасности.

«Если чиновники не согласны с президентом, то они должны подать в отставку. Если согласны, то измерение средней скорости между двумя камерами на протяженном участке дороги означает, что весь этот участок является местом повышенной опасности», – считает Андрей Веселков.

Сам себе автоном: когда беспилотные автомобили вытеснят водителей с дороги

Таким образом, вопрос легитимности инициативы Минтранса сводится к определению, что следует считать опасным участком дороги, на котором разрешат измерять среднюю скорость. Если протяженность не превышает нескольких сотен метров, то штраф допустим и оправдан. Однако лишь при условии обязательной установки дорожных знаков (табличек) «Начало зоны измерения средней скорости» и «Конец зоны измерения средней скорости», считает эксперт.

Если же чиновники хотят измерять среднюю скорость между камерами на участках от нескольких километров до нескольких десятков километров, то это будет означать, что дорога на данном промежутке пути опасна. Тогда у правоохранительных органов должны возникнуть вопросы к тем, кто проектировал, строил и обслуживает автотрассу, пояснил Андрей Веселков.

По его мнению, механическое увеличение количества дорожных камер не обязательно ведет к снижению количества и тяжести ДТП. Более того, нередко, заметив в последний момент переносной или стационарный комплекс, водители резко маневрируют, тормозят, тем самым создавая аварийные ситуации.

В то же время монотонное движение в транспортном потоке без обгонов и перестроений создает другие риски. Человек за рулем через какое-то время расслабляется, его реакция и внимание притупляются. И он может стать столь же опасен для других участников движения, как и лихач, сознательно нарушающий скоростной режим.

«Полностью исключить человеческий фактор нельзя. А раз так, то нет смысла вводить "новые старые" штрафы. Надо повышать безопасность дорог, пассивную и активную безопасность транспортных средств. Современные технологии это позволяют», – убежден Андрей Веселков.

Высокий дорожный сезон: кому выгодны скоростные автомобильные трассы

В свою очередь, эксперт ОЮЦ «Парфенон» Диана Суворова полагает, что предлагаемая методика вычисления средней скорости вызывает вопросы. Не исключены юридические коллизии, которые сложно предусмотреть в законах и Правилах дорожного движения.

Так, есть автомагистрали, на которых движение со скоростью ниже установленной запрещено. Но как быть, если на дороге возникла пробка, если водитель сделал остановку, чтобы заправить бак и перекусить на АЗС или из-за технической неисправности? Причины уважительные, между тем по формальным основаниям средняя скорость, рассчитанная на выезде из зоны контроля, будет ниже разрешенной, за что может быть выписан штраф.

«За границей практика измерения средней скорости существует. Система работает в Лондоне и Париже в качестве дополнительного инструмента обеспечения безопасности дорожного движения. Среднюю скорость вычисляют с помощью дорожных камер, но только на участках с высоким уровнем аварийности. Возможно, нам следует взять на вооружение зарубежный опыт?» – предлагает Диана Суворова.

Самое читаемое
Exit mobile version