Профиль

Разгон с торможением: подведены итоги первого полугодия на российском легковом авторынке

Автосалон китайской компании Changan

©MAXIM SHIPENKOV/EPA/TASS

Содержание:

Лидеры продаж

За январь – июнь 2024-го в нашей стране продано 719.311 новых легковых автомобилей – на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года (401.567 шт.). Прогресс налицо. Почти все ведущие компании показали положительную динамику – как отечественные, так и производители из КНР.

Лидерство среди марок по-прежнему сохраняет бренд Lada: 207,4 тыс. проданных автомобилей в первом полугодии (+54%). Вторую строчку занял Haval: реализовано 81,5 тыс. машин. На третьей позиции – Chery (71,4 тыс. авто), на четвертой – Geely с результатом 69,1 тыс. штук. Замыкает первую пятерку бренд Changan (48,7 тыс.). На шестом месте – марка Omoda (25,1 тыс. машин), за ней родственный Exeed (22,7 тыс.) и белорусский Belgee (14,1 тыс.).

Вакуум массового сегмента: каких машин остро не хватает на российском автомобильном рынке

Также в топ-10 вошли Jetour и Jaecoo: за шесть месяцев продано 14,4 тыс. и 10,8 тыс. автомобилей соответственно. Совсем недурно для новичков рынка – год назад мы об этих марках не знали. Что любопытно, концерн Chery (вместе со всеми своими «дочками») реализовал в РФ больше всех авто: за полгода – 144,4 тыс. машин. И это мы еще не учитываем данные по марке Xcite! Вообще практически все автопроизводители из КНР улучшили свои результаты. Причем Haval и Geely прибавили сразу 111% каждый, а марка Changan и вовсе показала рекордный рост по сравнению с прошлым годом – аж в 5,5 раза!

Почти не изменилась первая десятка самых популярных моделей. Первое место в России по продажам за полгода сохраняет Lada Granta (96 тыс. машин). К ней постепенно приближается другая модель АвтоВАЗа – Lada Vesta (62,3 тыс.). Третье место – у кроссовера Haval Jolion: с результатом 35,2 тыс. авто эта модель остается наиболее востребованной в стране иномаркой (но российской сборки!). Далее идет Chery Tiggo 7 Pro Max (27,2 тыс.). А следом появляется еще одна Lada – Niva Travel (25,4 тыс.). Шестое место, поднявшись на несколько строк, занял Geely Monjaro (23,8 тыс.), за ним следует Tiggo 4 Pro (22 тыс.). На восьмую строчку опустилась Omoda C5 (19,3 тыс.). Неожиданно рванул и Changan CS55 Plus – продано 16,1 тыс. автомобилей. Рост, между прочим, у него и у Monjaro – в 9,5 раза! Замыкает топ-10 новичок Belgee X50 (14,1 тыс.).

Как изменилась динамика продаж по месяцам? В июне в России было продано 124.394 новых легковых автомобиля – это в 1,5 раза больше, чем в первом летнем месяце предыдущего года. Итог замечательный, но… он на 2,2% меньше результатов мая 2024-го. Причем снижение темпов продаж отмечается уже третий месяц подряд: в апреле по сравнению с мартом (который был рекордным) объемы продаж сократились на 6,5%, в мае было зафиксировано снижение еще на 7,2%.

По мнению аналитиков, авторынок вышел на некое плато, установилось равновесие между спросом и предложением, да и рост цен практически прекратился. Согласно большинству прогнозов, по итогам года в РФ будет продано 1,45–1,5 млн новых легковых автомобилей. Это очень неплохой результат. Ключевое слово здесь «равновесие», причем я бы добавил: «хрупкое». И нарушить его можно очень легко, буквально одним непродуманным решением. Но об этом чуть позже.

Сегмент машин из КНР

Китайские автопроизводители тихой сапой продолжают наращивать свою долю в общем числе проданных в России машин. По итогам июня они совокупно занимают 61% рынка. В мае этот показатель составлял 56,8%, в прошлом июне – 49%. Напомним, в начале 2022 года, когда после ухода из нашей страны ряда западных автобрендов и прекращения официальных поставок европейских, японских, корейских и американских моделей производители из КНР начали активную экспансию на российский авторынок, их доля составляла… всего 9%. Сегодня, по словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, с учетом отечественных автомобилей, построенных на основе моделей из КНР (например «Москвича» и Xcite), китайские машины занимают уже почти две трети рынка.

За последние несколько месяцев о выходе на российский рынок объявили еще несколько производителей из Китая: SWM, VGV, Forthing, Aito, Rising… Честно говоря, им будет непросто: сегмент уже практически поделен ведущими игроками, в первую очередь «большой китайской четверкой» – Chery, Haval, Geely и, видимо, Changan. Вместе со своими суббрендами они заняли практически 80% всего «китайского сектора» и просто так свою долю уступать не собираются.

Новые русские «китайцы»

Возможны ли крупные китайские инвестиции в российский автопром? Думаю, это маловероятно. Как и официальное появление того или иного производителя из КНР на заводах в РФ, ранее принадлежавших ведущим мировым автоконцернам. У китайских компаний по-прежнему есть серьезные опасения, связанные с западными рестрикциями, которые, без сомнения, будут только расширяться. Некоторые политики США среди прочего даже рассматривают возможность введения именных санкций против конкретных китайских автопроизводителей, продолжающих работать с Россией.

Поэтому сейчас, насколько я понимаю, рассматриваются разные сложные схемы, которые, возможно, помогут все эти санкции и ограничения обойти. Например, китайская компания производит у себя на заводе некие модели, продает их в РФ в виде машинокомплектов, а здесь уже из них собирают машины с российским логотипом.

Процесс организации сборки в России автомобилей из «восточных» (читай: китайских) машинокомплектов под новыми брендами уже активно пошел. Так работают концерн «Соллерс», калининградский «Автотор», завод «Москвич». Из совсем новых проектов – автозавод «Санкт-Петербург», где стартовал выпуск кроссоверов Xcite X-Cross. Недавно был анонсирован проект сборки автомобилей под маркой Volga на площадях, арендованных у Горьковского автозавода. На подходе – запуск предприятия в Московской области (бывший завод Mercedes) и в Калуге (бывший Volkswagen).

Кстати, завод «БелДжи», совместное предприятие Белоруссии и китайской компании, где давно и успешно собирают популярные автомобили Geely, также постепенно переходит на выпуск продукции под новой собственной маркой BelGee.

Китайские автопроизводители продолжают наращивать свою долю в общем числе проданных в России машин

CFOTO/NurPhoto/NurPhoto via AFP/East News

Электрокар как второй автомобиль

В ситуации с продажей электромобилей, похоже, намечается новая тенденция. Рынок новых легковых электрокаров в июне показал снижение по отношению к маю. Сокращение объемов продаж началось еще в апреле. Цифры такие: в марте этого года было реализовано 2499 новых легковых электромобилей (абсолютный рекорд), в апреле уже значительно меньше – 2237, в мае – 1096, в июне – 1071 экземпляр.

На зарядку становись: перспективы рынка гибридных автомобилей в России

Вероятно, такое снижение связано с изменением условий утилизационного сбора – это случилось 1 апреля. И покупатели постарались приобрести автомобили в марте – до вступления в силу новых правил. Впрочем, несмотря на сокращение объемов продаж, количество реализованных в июне электрокаров все-таки на 1,6% больше уровня годичной давности, то есть июня 2023-го.

Самой популярной маркой среди электромобилей в первый летний месяц остался Zeekr (424 шт.). На втором месте – Evolute (78 шт.). В тройку лучших вошел также Volkswagen (68 шт.), который с минимальным отрывом (всего на один экземпляр) опережает своего конкурента – китайский FAW (67 шт.).

Самой популярной моделью на рынке новых электрокаров стал Zeekr 001 – на него в июне пришлась почти четверть (23%) всех продаж в сегменте. На втором месте – его товарищ по бренду Zeekr X (94 проданных электрокара). Топ-3 моделей – лидеров июня завершает FAW Bestune Nat (67 шт.).

Всего же в первом полугодии 2024-го в РФ было продано 10.293 новых электрокара. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В топ-3 по итогам полугодия входят те же бренды, что и отдельно в июне: лидирует Zeekr, на втором месте – Evolute, на третьем – Volkswagen.

Глядя на этот список, понимаешь: в России электромобиль, по большому счету, остается «игрушкой для богатых», причем, как правило, это вторая-третья машина в семье. Для среднестатистической российской семьи, у которой и один автомобиль есть не всегда, иметь второй (электрический) – непозволительная роскошь. А единственным транспортным средством в наших условиях «электричка» быть не может.

Поэтому обозначилась еще одна тенденция, пусть робко: на фоне снижения интереса россиян к «чистым» электрокарам отмечен рост продаж гибридных моделей. В структуре авторынка доля электромобилей сократилась с 1,3% в июне прошлого года до 0,9% в июне 2024-го, уточняет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. А доля «гибридов» за год, напротив, выросла почти в 1,5 раза – с 2 до 2,8%. И это притом, что практически никаких льгот для владельцев таких авто у нас в стране нет, а стоят они недешево.

Самой популярной маркой среди электромобилей в первый летний месяц остался китайский Zeekr, второе место – «наш» Evolute

Павел Бедняков/РИА Новости

Хрупкое равновесие

Серьезное снижение продаж по итогам первого летнего месяца у АвтоВАЗа – на целых 14% по отношению к маю – в первую очередь связано с окончанием в середине июня действия программы льготного автокредитования, считает Сергей Удалов. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов еще в начале июня предупреждал, что деньги на программу заканчиваются, и призывал правительство рассмотреть возможность ее возобновления. Если это произойдет, продажи снова пойдут вверх (тем более что от года к году они увеличиваются). Но в целом и аналитики, и дилеры отмечают: последние четыре месяца продажи не растут. При этом не поднимаются и цены, что очень приятно. Основным сдерживающим фактором, конечно, является высокая ключевая ставка ЦБ.

Июль начался без резких взлетов и падений – объем продаж по итогам месяца ожидается в интервале 120–130 тыс. новых автомобилей. И это совсем неплохо. А вот дальнейшие перспективы российского авторынка будут в первую очередь зависеть от решений властей, связанных с размером утилизационного сбора, а также уровнем ключевой ставки.

Русские горки: что ждет отечественный рынок автокредитования в 2024 году

Для обуздания инфляции ключевую ставку могут поднять в конце июля до 17–18%, и это сразу скажется на количестве выданных автокредитов. А ведь именно таким способом покупают машину более 50% потребителей. С 1 июля Банк России ужесточил условия выдачи кредитов для некоторых категорий заемщиков. При этом в июне, по данным «Автостата», число выданных автокредитов по сравнению с маем снизилось на 18%.

Еще страшнее – ожидание повышения утилизационного сбора: вопрос его пошаговой индексации в правительстве уже обсуждается. Как будут защищены новые проекты по сборке автомобилей? Если резко поднять сумму сбора (как того хочет АвтоВАЗ) и не создать преференции для «новых русских», они могут закрыться, даже толком не приступив к работе. Больно ударит повышенный утильсбор и по тем автомобилям, которые к нам везут из КНР по прямому импорту (официальному!), – некоторые модели и марки просто уйдут. А в конечном итоге пострадают рядовые покупатели, ведь все цены однозначно вырастут.

Нынешнее хрупкое равновесие надо беречь и лелеять, избегая резких движений. Рынок, похоже, потихоньку начал восстанавливаться, производство автомобилей в стране помалу растет, открываются новые заводы. Не надо мешать этим процессам.

Самое читаемое
Exit mobile version