Уже несколько лет законодатели пытаются написать новый КоАП, который заменит действующий. Нынешний документ многих не устраивает своей сложностью, запутанностью и нелогичностью – слишком много изменений в него было внесено за время его существования.
Работа над проектом активизировалась летом 2019 года, а в январе 2020-го Минюст обнародовал получившийся текст. И сразу разразился скандал. Возмущение у многих вызвала идея серьезно ужесточить санкции для водителей. В частности, за превышение скорости на 20–40 км/ч предлагалось штрафовать на 3 тысячи рублей, а не на 500 рублей, как сейчас.
«Закон нужен для профилактики правонарушений, а не для создания репрессивной машины или дополнительных штрафных поборов с населения», – говорил тогда секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Глава правительства Михаил Мишустин тоже высказался против проекта в опубликованной редакции. «Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы», – пояснил он.
Документ отправился на доработку. В мае Минюст представил обновленную версию, в которой подобных идей уже не было. Размер санкций было решено оставить на прежнем уровне в большинстве «автомобильных» статей КоАП.
«Обнуление» превышения
Теперь стало известно об очередной идее разработчиков нового КоАП. Они предлагают разрешить водителям досрочно аннулировать в истории их нарушений упоминания о превышении ими разрешенной скорости на 20–40 км/ч (статья 12.9). Обязательные условия: нарушение зафиксировано в автоматическом режиме камерой, а штраф уплачен до момента вступления постановления в силу – в течение 10 дней с момента получения.
В ГИБДД рассказали, за какое нарушение водителям не грозит штраф
«Предложение рабочей группы заключается в том, чтобы тех, кто заплатил штраф именно по этой статье, не считать подвергнутыми административному наказанию (именно за это нарушение. – «Профиль»)», – сказал депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. По его словам, в таком случае каждое следующее аналогичное превышение скорости после уплаты штрафа уже не будет считаться повторным.
Таким образом, человек будет сразу считаться абсолютно чистым перед законом, как будто никогда и не ездил быстрее лимита. Сейчас от статуса нарушителя избавиться быстро не получится. По действующему КоАП водитель считается «подвергнутым наказанию» в течение года после уплаты штрафа, рассказывает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Повышенных взысканий за неоднократное превышение разрешенной скорости на 20–40 км/ч пока нет. И в настоящий момент разработчики нового КоАП не предлагают вводить его, заверил Дмитрий Вяткин.
Однако по ряду других составов статус нарушителя порой дорого обходится автомобилистам, так как позволяет более сурово наказывать их за повторные нарушения ПДД. Например, за езду быстрее установленной скорости на 40–60 км/ч сначала штрафуют на 1000–1500 рублей, а во второй раз берут на 1000 рублей больше. За первый проезд на красный свет светофора выписывают постановление на 1000 рублей, а за повторный – 5000 рублей или даже отбирают права на 4–6 месяцев.
Негативная запись
Тем не менее наличие штрафов за превышение скорости на 20–40 км/ч все же может негативно обернуться для водителя и сейчас, объясняют эксперты. При нарушении ПДД, за которое грозит лишение водительских прав, судья может принять во внимание наличие других взысканий и назначить наказание строже. К примеру, за езду по «встречке» на первый раз водитель может отделаться уплатой в казну 5000 рублей или лишением прав на 4–6 месяцев. И шансов остаться без удостоверения значительно больше у автомобилиста, которого привлекали к ответственности неоднократно.
В связи с этим Сергей Радько отрицательно относится к идее «обнуления» наказаний для превысивших скорость на 20–40 км/ч. Он называет ее «довольно сомнительной». «Получается, что если человек уплатил хоть 200, хоть 500 штрафов (за превышение скорости. – «Профиль»), то он считается вообще ни разу не привлекавшимся к ответственности», – сказал Сергей Радько.
В результате перед судом такой автомобилист будет чист, так же как и тот, кто реально не нарушал. По мнению Сергея Радько, не совсем правильно уравнивать в статусе злостного нарушителя ПДД и попавшегося на превышении впервые.
Кроме того, в этой инициативе адвокат видит несоответствие заявлениям парламентариев и ГИБДД о необходимости ужесточать наказания для злостных нарушителей. «Часто говорят о том, что злостных нарушителей, которые неоднократно нарушают, надо более строго наказывать», – сказал адвокат.
Кстати, эту идею в начале октября озвучил глава МВД Владимир Колокольцев, выступая на заседании в Совете Федерации. «Мы знаем много случаев, когда гражданин десятки, сотни раз в год нарушает, а никакие штрафные санкции его не останавливают. Значит, нужно разрабатывать более серьезные меры воздействия, чтобы гражданин сделал вывод, что либо он лишится водительского удостоверения, либо будет вести законопослушный образ жизни», – сказал он. По словам министра, взыскания нужно ужесточать за нарушения, которые касаются общественной безопасности и могут принести несоизмеримый вред интересам граждан и их здоровью.
Проблема не в водителях, а в дорогах
Все эксперты признают, что превышение скорости на 20–40 км/ч – самое «популярное» нарушение ПДД. Потому новшества затронут практически всех водителей. По словам Дмитрия Вяткина, статья 12.9 КоАП – самая применяемая из кодекса на настоящий момент. По разным оценкам, в прошлом году было вынесено 105 млн постановлений за нарушения ПДД, выявленные с помощью средств фото- и видеофиксации, из них подавляющее большинство – порядка 100 млн – за превышение скорости на 20–40 км/ч, рассказал парламентарий.
Водителям объяснили, с какого расстояния камеры фиксируют нарушения ПДД
Эти данные координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает одним из подтверждений тому, что часто скоростной режим на российских дорогах сильно занижен. «Порой он занижен даже не на 10 км/ч, а на все 30–40. В результате по такой же дороге, по которой в Испании можно ехать 120 км/ч, у нас – только 90», – говорит он.
По его мнению, из-за этого большое число нарушений скорости на 20–40 км/ч нередко уже не говорит о том, что человек опасен на дороге. А корень проблемы лежит в непрофессионализме организаторов дорожного движения. В связи с этим идею «обнуления» Петр Шкуматов называет правильной. Однако он предполагает, что инициатива может быть связана с намерением властей ввести наказание за систематическое игнорирование ПДД.
Соответствующий законопроект о балльной системе штрафов уже несколько лет лежит в Госдуме, аналогичный подход попал и в проект нового КоАП. Зимой 2020 года Минюст предложил лишать прав на год-полтора тех, кто трижды за год попадется на грубом игнорировании ПДД. Но в их число превышение скорости на 20–40 км/ч не попало, к ним была отнесена только езда быстрее разрешенной на 60 км/ч и более.
Также реализация идеи Минюста с «обнулением» может оказаться полезной для казны. Водителю проще быстро заплатить деньги в казну и не иметь в биографии упоминаний о проблемах с законом, полагают эксперты.
Эффективность подхода – смягчение наказания в обмен на быструю оплату штрафа – уже доказана практикой. Российские водители почти пять лет имеют возможность оплатить штраф со скидкой 50 процентов, если сделают это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Это правило действует в том числе и за превышение скорости на 20–40 км/ч, а потому водитель может избавиться от претензий со стороны государства, уплатив в казну 250 рублей вместо 500. Такая скидка не применяется в отношении опасных и повторных случаев игнорирования ПДД.
И правом на дисконт водители активно пользуются, показывает статистика ГИБДД. В прошлом году более половины штрафов было уплачено с его применением. Эта возможность погашения взыскания со скидкой сохранится и в будущем, обещает Дмитрий Вяткин. Более того, ее распространят и на многие другие составы, кроме грубых.
«Обнуление» не для всех
Эксперимент с «обнулением» взысканий планируется ввести пока только для незначительного превышения скорости. На другие составы нарушений распространять его не планируется, признает Дмитрий Вяткин. Адвокат Сергей Радько этому рад, поскольку не видит смысла появления подобной возможности «обнуления» вообще по каким-либо составам, предусмотренным КоАП. «Если человек уж привлекался к ответственности, то он должен таковым считаться», – полагает он.
С ним не согласен Петр Шкуматов. По его мнению, надо рассматривать более широкий перечень статей КоАП, по которым автомобилист сможет при быстрой оплате «очиститься» перед законом. В качестве примера он называет неправильную парковку, выезд на выделенную полосу.
Однако пока рано говорить о судьбе предложений Минюста – документ еще дорабатывается и даже не внесен в Госдуму, где, впрочем, тоже в будущем может быть сильно переписан. Изначально ожидалось, что новый КоАП вступит в силу с 1 января 2021 года. Однако уже очевидно, что в этот срок его авторы не уложатся.