Я был внутренне готов ко всему. Поэтому прошло несколько часов, прежде чем произошло то, что меня действительно напугало. Вечером первого дня поездки мой BMW ни с того ни с сего задумал свернуть с дороги и резко взял вправо – туда, где кювет. В этот момент автомобилем управлял компьютер, который до этого момента благодаря камерам и датчикам-радарам прилично справлялся с работой водителя. Но тут «второй пилот» вдруг решил, что лучше будет срезать путь через луг. Мы ехали по хорошо оборудованному загородному шоссе в Баварии; я уже начинал проникаться доверием к автомобилю, и тут такое. Какая досада!
Этот инцидент оказался не последним за время нашей чудесной поездки: шесть дней я колесил по дорогам Германии, чтобы испытать один за другим три разных автомобиля. Зачем? Мне хотелось заглянуть в будущее. Нам говорят, что однажды компьютер сможет справляться с обязанностями водителя вовсе без помощи человека. Разумеется, на это потребуется время. Пока же бразды правления остаются у водителя, которому предлагается прибегать к услугам все большего количества разного рода ассистентов. «Мои» три автомобиля – BMW, Audi и Mercedes – обладали всеми технологиями, представленными сегодня на рынке.
Но каких высот успел достичь машинный интеллект? Насколько он реально может помочь? Сойдемся ли мы характерами? Чтобы получить ответы на все эти вопросы, мы с компьютером отправляемся в путь. Едем по гористой местности и по узким улочкам городов с фахверковыми домами, а также ночью, когда нас слепит дальний свет фар встречных автомобилей, – во всех перечисленных ситуациях мой «второй пилот» часто испытывает проблемы. Но большую часть времени мы проводим на автобанах и хорошо оборудованных федеральных трассах. Там техника проявляет себя хорошо.
Капризные ассистенты
Первым тестовым автомобилем становится BMW 520d, который я беру в Мюнхене. Уже на городской магистрали мне удается почувствовать себя пассажиром за рулем. Как только я приближаюсь к разделительной линии, специальный ассистент мягко возвращает автомобиль в центр полосы. Есть возможность в любой момент «ослушаться» компьютера, но в скором времени я начинаю на него полагаться – ведь я вижу, что автоматика работает как надо. От меня потребовалось только «проинформировать» темпомат (устройство, поддерживающее постоянную скорость) о своих предпочтениях; теперь дистанцию до впереди идущего автомобиля он держит самостоятельно и неукоснительно. Пока все идет в штатном режиме, мы едем в общем потоке, почти как в вагоне поезда. Теоретически я мог бы занять время чтением, но в руководстве пользователя сказано: руки должны находиться на рулевом колесе, глаза – следить за дорогой. Проехав почти 80 км по автобану, я понимаю, почему. BMW трижды пытается выехать за пределы полосы. Уже почти темно, но видимость остается хорошей. Неужели камеры не заметили толстой линии вдоль края дороги?
На следующий день компьютер допускает ошибку уже при свете солнца. В какой-то момент он уходит на съезд с магистрали, вдохновившись примером впереди идущего автомобиля. На загородных шоссе очарование от высоких технологий улетучивается полностью. Здесь автоматическое сохранение полосы – вопрос везения. Соответствующий ассистент самопроизвольно включается, чтобы через какое-то время вновь отключиться.
К сожалению, темпомат, обеспечивающий сохранение дистанции, тоже временами отказывает, и я это не сразу замечаю. Типичный пример: мы на высокой скорости приближаемся к скоплению стоящих автомобилей. Странно, думаю я, компьютер не торопится тормозить. Еще секунда – и я сам нажимаю на педаль тормоза. Как оказалось, автоматика в принципе уже не работала!
Ни один из моих трех тестовых автомобилей не провез бы меня без аварии ста километров по автобану и десяти – по загородному шоссе. Неужели такая техника скоро сможет управлять машиной практически автономно? «На обычных дорогах – нет», – говорит Фольрат, ведь автоматика должна заблаговременно понять, что может сложиться ситуация, справиться с которой она будет бессильна. Однако «прогнозировать будущее» не в состоянии даже автомобиль, нашпигованный датчиками, поэтому практически автономное вождение будет возможным, полагает Фольрат, только на специально оборудованных автострадах: с четкой разметкой и со знаками и указателями, которые компьютерные датчики смогут легко считывать. Наиболее важная информация о дорожной ситуации должна поступать по надежному радиоканалу – действующие на соответствующий момент ограничения скорости, сведения о перекрытии полос из-за ДТП за пять километров до места, прогноз погоды, если надвигается ливень, способный привести к сбою в работе датчиков. Только это позволит автоматике своевременно сигнализировать водителю, что ему пора снова принять управление на себя. У машинного интеллекта нет права на ошибку, подобную тем, которые мне не раз приходилось исправлять.
Модернизация дорожной сети потребует немалых вложений. «Когда в Германии появятся достаточно протяженные трассы, оборудованные надлежащим образом, сегодня сказать трудно, – убежден Фольрат. – В следующем году, возможно, сдадут один или два участка автострады, на которых вы сможете насладиться автоматизированным режимом, может быть, 10 минут».
В таком случае не проще ли дождаться, пока компьютер научится действительно самостоятельно управлять автомобилем, у которого уже не будет ни руля, ни педалей, и «перепрыгнуть» через проблемный переходный вариант?.. Тем более что именно над такими машинами-автопилотами сейчас работают многие производители.