Профиль

Техосмотр с пристрастием

С 22 февраля в силу вступили поправки в закон о техосмотре. Под запрет попал гаражный тюнинг, пленки на фарах, больше требований предъявляют к техническому состоянию автомобиля.

©

Без аптечки и одинакового комплекта зимних шипованных шин ТО не пройти. Согласно правительственному постановлению № 148, у проверяемого автомобиля должны быть исправны гидроусилитель руля и демпфер. Если ранее допускалось подтекание рабочих жидкостей с частотой не более 20 капель в минуту, то теперь течи вообще недопустимы.

Поправки запрещают устанавливать на фары нештатные рассеиватели, а также заклеивать их пленкой, даже прозрачной. Исключение сделали для пленки, корректирующей свет праворульных машин. Нельзя демонтировать стеклоомыватели и стеклоочистители. Под запрет попал любой недокументированный тюнинг, как спортивный, так и внедорожный. На газобалонное оборудование теперь будут требовать сертификат – его установкой должны заниматься квалифицированные специалисты с лицензией.

Если на автомобиле установлены шипованные шины, то они должны быть одинаковыми на всех колесах. Ранее некоторые автовладельцы могли ставить на одну ось «шипы», на другую – «липучку». В обязательный список автомобилиста наряду с огнетушителем и знаком аварийной остановки включили аптечку. Она должна соответствовать требованиям, принятым в 2009 г., и содержать в основном перевязочный материал. Установленный срок годности такой аптечки – 4,5 года.

Если легковые автомобили должны осматривать в течение получаса, то нормативы для автобусов выросли на 5–7 минут. Дольше всего будут проверять специализированные средства для перевозки опасных грузов – на их техосмотр отведено до 88 минут.

«Перечисленные новшества – это не более чем приспособление техосмотра к действующим нормам Технического регламента Таможенного союза. Это уточнение и корректировка того, что было раньше», – рассказал «Профилю» автоэксперт Антон Чуйкин.

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил порталу iz.ru, что новые требования способны повлиять на количество аварий. «Чем более исправны технические средства, тем меньше вероятность того, что они попадут в ДТП по техническому состоянию. Соответственно, чем больше будет технически исправных средств на дороге и требования к ним будут более жесткие, тем вероятность наступления страхового события меньше», – отметил он.

В ГИБДД в качестве одной из причин роста ДТП называют ухудшение технического состояния автомобилей, передвигающихся по российским дорогам. В прошлом году количество аварий по причине неудовлетворительного состояния автомобилей выросло на 20%.

Не менее важно с точки зрения безопасности требование к единообразию шин. Гонщик, инструктор и автор многих книг по вождению автомобиля Михаил Горбачев вывел формулу для автомобильных покрышек: 4х4х4. Это четыре одинаковые шины на всех осях возрастом не более 4 лет и с глубиной протектора не менее 4 миллиметров.

В то же время не все эксперты настроены оптимистично. Ведущий юрист Европейской юридической службы Чермен Кассохов считает, что проблема не в том, что законодательство несовершенно, а в том, что оно не соблюдается.

Реформа техосмотра была проведена в 2011 году. Согласно новому закону, проверка технического состояния машины была передана от Госавтоинспекции частным компаниям. На смену талонам пришли диагностические карты – без них нельзя было получить полис ОСАГО. Тогда же перестали требовать аптечку.

Контроль за операторами возложили на РСА, в то же время его функционал был сильно ограничен. Сотрудники союза проверяли аккредитацию компаний, соблюдение правил ТО, наличие средств технической диагностики и хотя бы одного эксперта. В РСА пытались оперативно реагировать на жалобы. Только за первое полугодие 2017 года число компаний, лишенных Союзом страховщиков аккредитации за различные нарушения, выросло на 37%. В то же время контролировать деятельность свыше 4000 компаний оказалось довольно сложно.

Попытка искоренить коррупцию в системе техосмотра по факту еще более упростила его прохождение. По данным Русского автомотоклуба, примерно четверть автовладельцев избегает обязательного инструментального техосмотра. Они ограничиваются формальной диагностической картой, купленной для оформления ОСАГО. Страховщики винят низкие тарифы, из-за чего операторы работают в убыток и им нерентабельно делать полноценное ТО. Например, в регионах пройти ТО стоит 300 рублей, в Москве – 720, а в Санкт-Петербурге – 881 рубль. Водители переплачивают, чтобы получить диагностическую карту сразу, а проверить ее подлинность невозможно.

«Сервис проверки диагностических карт не может различать карты по месту и способу их оформления. То есть нет никакой разницы, купили вы техосмотр онлайн или посетили пункт ГТО. Сервис только формирует запрос к официальной базе данных ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) и показывает результат, не неся никакой ответственности за полноту и актуальность предоставляемых данных», – рассказала адвокат Национальной юридической службы «Амулекс» Алена Зеленовская.

Ранее контроль за операторами ТО планировали передать от РСА к Росаккредитации. Теперь Минэкономразвития подготовило новые поправки, которые бы усилили контроль за прохождением техосмотра. Операторов планируют передать Ространснадзору, он же займется проведением внеплановых проверок. За РСА оставят ведение единой информационной базы по техосмотрам ЕАИСТО, которая находилась в компетенции МВД. В ней будут в течение пяти лет храниться диагностические карты с усиленной электронной подписью. Плюс фото и видео, фиксирующие процесс осмотра.

В Союзе автостраховщиков уже заявили, что модернизация серверов, а также защита базы от несанкционированного доступа потребует 400 млн рублей. Сейчас мошенники легко могут получить доступ к базе, купив пароль. И никакой ответственности за передачу информации не предусмотрено. Теперь по инициативе Минэкономразвития за выдачу диагностической карты без техосмотра планируют штрафовать. Если будет доказано, что ложные сведения передавались умышленно, имел место сговор или подлог привел к тяжким последствиям, виновника ждет тюрьма или принудительные работы. Серьезные санкции ждут и тех операторов, которые выдавали карты без аккредитации.

Штраф 800 рублей для автовладельцев, ездящих без техосмотра, планируют выписывать дистанционно: все автомобили, попавшие в объектив камер, будут проверять по базе ЕАИСТО. Если же такой автомобиль попал в ДТП по причине неисправности, страховщики смогут предъявить к его владельцу регрессный иск.

Операторов ТО обяжут вносить отметки о проведенном осмотре в электронный паспорт транспортного средства. Это еще одно нововведение для автовладельцев, которое придет на смену бумажным ПТС в июле 2018 года.

В Федерации автовладельцев России приветствуют меры по усилению контроля за техосмотром, но в то же время предупреждают: внедрение системы фотовидеофиксации, создание системы по хранению и передаче информации приведет к значительным материальным издержкам бизнеса. Проведение внеплановых проверок без согласования с прокуратурой – к коррупционным издержкам.

Противники техосмотра предлагают сделать ТО для легковых автомобилей добровольным и стимулировать его прохождение за счет скидки на покупку ОСАГО. Автоэксперт Антон Чуйкин считает, что техосмотр не нужен вообще, а вместо этого нужно увеличивать штрафы за неисправность автомобиля.

«В США треть от общего числа штатов ездит без техосмотра, во многих странах его нет – и никто не бьется. Если мы отменим ТО в России вовсе, мне кажется, что ничего не произойдет, а вся страна будет благодарна. Я только что на своем автомобиле прошел ТО у дилера, но после этого мне надо поехать и купить диагностическую карту. А зачем она нужна? Многие помнят, что, если по дороге по пути из техцентра, проводившего ТО, у тебя погаснут фары и ты не туда приедешь, отвечать будет водитель, а не диагностический центр», – сказал Чуйкин.

Самое читаемое
Exit mobile version