Китай уже давно стал общепризнанной мировой фабрикой. Кажется, навсегда ушли в прошлое шутки про знаменитое «китайское качество». Электроника, одежда, и множество других товаров давно обосновались на местных производственных площадках. А в свете нынешнего курса внешней политики, и существующего режима санкций со стороны Запада, Китай заметно упрочил позиции ведущего торгового партнера России. Вот только покупать автомобили из Поднебесной россияне по-прежнему не спешат. Причины низкого спроса на продукцию китайского автопрома весьма обширны. Начиная с довольно консервативного мнения отечественного покупателя и заканчивая малым объемом информации по представленным брендам. Этот пробел мы постараемся сегодня восполнить.
Lifan
На сегодняшний день самым продаваемым в России китайским автомобильным брендом стал Lifan. Группа компаний Lifan Industry была основана в Китае в 1992 году. Однако на мировой автомобильный рынок подразделение Lifan Motors вышло лишь в 2006 году. За прошедшие с этого момента девять лет компания смогла развернуть по всему миру дилерскую сеть из почти 10 000 автосалонов. Свои представительства компания Lifan Motors открыла в 42 странах, в том числе в Греции, России, Иране, Алжире, Колумбии, Филиппинах. Для максимально успешного продвижения Lifan Motors запустила собственные производственные мощности в таких странах, как Россия, Иран, Азербайджан, Уругвай, Эфиопия, Ирак, Мьянма. Кроме того, компания Lifan располагает современными лабораториями, которые занимаются исследованиями и разработками. Все лаборатории компании объединены в Академию Lifan Motors, сотрудниками которой являются эксперты в сфере дизайна, автомобильных и технических разработок мирового уровня. К настоящему времени компания Lifan официально зарегистрировала 2005 национальных и международных патентов. На Lifan Motors из них приходится 692 запатентованные разработки.
Безусловный лидер среди всех китайских автомобилей в России, Lifan X 60 был впервые представлен публике на Шанхайском автосалоне 2011 года. Среди основных преимуществ был заявлен бензиновый двигатель 1,8 VVT, с изменяемыми фазами газораспределения, разработанный совместно с британской компанией Ricardo. Конечно, его мощность в 128 л.с. сложно назвать чрезмерной, но для кроссовера массой 1330 кг этого вплоне хватает. Богатое техническое оснащение, присущее всем моделям из Поднебесной успешно компенсировалось несколько посредственным качеством исполнения. Тем не менее, выйдя на российский рынок осенью 2012 года, Lifan X 60 быстро стал бестселлером. Сказались хорошее соотношение цена/качество и привлекательный внешний вид. Даже после всех скачков курсов валют автомобиль остался весьма доступным: версию с кондиционером можно приобрести менее чем за 600 000 рублей.
Geely
Второе место по продажам, по состоянию на май этого года занимает бренд Geely. Geely Holding Group – один из десяти крупнейших автопроизводителей Китая, начавший свою деятельность в 1997 году. Холдинг включает в себя производственные компании, которые на данные момент могут производить 400 000 автомобилей, моторов и трансмиссий ежегодно. Однако для большинства европейцев компания знаменита другим. Именно Geely Holding Group в 2010 году приобрел у концерна Ford контрольный пакет акций шведской компании Volvo Cars. Производством автомобилей под собственным брендом занимается Geely International Corporation. Начиная с 2002 года компания установила международное сотрудничество с более чем 50-ю странами мира, достигнув зарубежного объема продаж автомобилей свыше 100 000 автомобилей. Международные офисы компании расположены в странах СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америки. В 2009 году зарубежные сборочные заводы открылись в Украине, России и Индонезии. На нашем рынке первые машины с логотипом Geely появились в 2007 году. В 2008-м было подписано соглашение о партнерской деятельности с ГК «Рольф». А уже в 2009-м была создана дочерняя компания Geely Motors LLC, призванная продвигать марку в России, и в 2011-м начались первые самостоятельные продажи.
Главный козырь этого кроссовера – несомненно дизайн. Он был заказан в бюро ItalDesign, у легендарного Джорджетто Джуджаро. Насколько хорошо получилось итальянцу обтесать этот китайский «камушек», каждый может решить самостоятельно, но на фоне конкурентов выглядит Geely Emgrand X7 весьма неплохо. Хороша и техническая начинка – в первую очередь, отсутствием лишних наворотов. Лицензионные тойтовские двигатели, пусть и не самые современные, зато надежные. Передний привод исключает проблемы с раздаткой, а автоматическая трансмиссия – фактически детище австралийской DSI, купленной Geely еще в 2009-м. Уже в базе Geely Emgrand X7 имеет системы ABS и EBD, а вот системы стабилизации нет даже в качестве опции. Цену на этот автомобиль сложно назвать низкой: минимальная комплектация Comfort обойдется в 700 000 рублей.
Chery
Замыкает тройку лидеров бренд Chery. На 90% государственная компания Chery Automobile Co., Ltd была, была создана в 1997 году по инициативе мэрии города Уху китайской провинции Аньхой. Подойдя к вопросу весьма основательно, для первой производственной площадки в Chery закупили оборудование с европейского завода Ford. Первый автомобиль марки Chery сошел с конвейера 18 декабря 1999 года. А менее чем через десять лет, 22 августа 2007 года, был выпущен миллионный экземпляр. Сейчас в состав Chery Automobile входят 6 автомобильных заводов и 11 сборочных производств по всему миру. На российский рынок компания пришла в 2005 году. Через год началась сборка автомобилей Chery на калининградском заводе «Автотор», где собирают и многие европейские марки, в частности BMW. В 2008-м производство перенесли на Таганрогский автомобильный завод, после банкротства которого выбор пал на на завод «Дервейс» в Черкесске. На международной арене компания прославилась, в первую очередь, тесным сотрудничеством с грандами мирового автопрома. Среди партнеров Chery Automobile отметились Chrysler и Fiat. В области технологий сотрудничество идет с британской Lotus Engineering, прославившейся производством спортивных и гоночных машин, японской Mitsubishi Automotive Engineering, а также лидером в тестировании автомобилей – американской компанией MTS Systems. Дизайн для ряда моделей Chery Automobile разрабатывали бюро Bertone и Pininfarina из Италии, не нуждающиеся в представлении.
Этот автомобиль ставит точку в бесконечном споре вокруг безопасности китайских автомобилей. В результате независимого испытания безопасности автомобиля по методике C-NCAP кроссовер Chery Tiggo 5 набрал 52,9 балла, что соответствует «5 звездам». В максимальной комплектации Luxury, Chery Tiggo 5 превосходит большинство своих конкурентов в сегменте, причем не зависимо от страны происхождения. Помимо антиблокировочной системы и электронной системы распределения тормозных усилий здесь установлена система курсовой устойчивости, антипробуксовочная система и система динамического контроля тяги. Правда и цена у кроссовера получилась соответствующая: от 750 000 рублей за версию Standart с механической коробкой переключения передач – до 930 000 рублей за топовую комплектацию Luxury с вариатором.
Great Wall
Ветераном отечественного рынка и пожалуй самой известной китайской автомобильной маркой в России следует признать Great Wall. Компания Great Wall Motors пришла к нам в 2004 году, предложив покупателям на выбор несколько недорогих пикапов и внедорожников. Стоит отметить, что в 2006-м именно Great Wall принадлежало до 40% рынка пикапов. Однако удержать эти позиции не удалось. Тем не менее, у Great Wall Motors есть все шансы на успех в этом сегменте. Являясь крупнейшей частной автомобилестроительной компанией в Китае, Great Wall Motors постоянно повышает качество своей продукции и обновляет актуальный модельный ряд. В состав холдинга входят пять предприятий по выпуску автомобилей и 28 дочерних компаний, выпускающих автомобильные компоненты, что позволяет комплексно подходить к вопросам контроля и модернизации.
На внутреннем китайском рынке Great Wall Motors давно закрепился на позициях лидера. К тому же компания экспортирует свою продукцию более чем в 100 стран мира. Дилерская сеть насчитывает более 800 представительств в странах Европы, Южной Америки, Ближнего Востока, Азии, Африки. Начиная с 2006 года Россия является одним из главных импортеров продукции GWM в мире. Создав свою собственную локальную сборочную площадку, компания Great Wall имеет возможность выпускать автомобили, заведомо выигрывающие в конкурентной борьбе за счет отличного соотношения «цена/качество». Стоит отметить, что с 2009 года все модели Great Wall проходят сертификационные испытания в лаборатории Британского агентства сертификации транспортных средств (VCA). Агентство VCA является подразделением Государственного департамента Великобритании по транспорту и имеет полномочия выдавать технические сертификаты транспортных средств (EЭК), действующие на всей территории Евросоюза. Также компания вполне успешно выступает в ралли-марафоне «Дакар», что косвенно подтверждает высокое качество автомобилей марки.
Флагман линейки Great Wall, в отличие от конкурентов, – полноценный внедорожник. Рамная конструкция, полный привод и самое главное – надежный турбодизель мощностью 143 л.с., – такого не предложит ни один китайский производитель, кроме Great Wall. В наличии ставшие стандартом антиблокировочная система и система электронного распределения тормозных усилий. В добавок Great Wall H5 вошел в Топ-7 автомобилей менее всего теряющих в цене на вторичном рынке. Но и запалтить за него придется весьма внушительную сумму. Новая машина 2015 года выпуска в комплектации H5 Luxe сейчас стоит 890 000 рублей, а топовый H5 TD AT Luxe уже переходит за отметку в миллион – его цена 1 050 000 рублей.
Dongfeng
Новичком на российском рынке легковых автомобилей, выступает Dongfeng Motor. У себя на родине это крупнейшее системообразующее государственное предприятие. Компания была основана в 1969 году под названием «Второй автомобильный завод» и с тех пор неуклонно расширялась. По примеру своих конкурентов, Dongfeng Motor активно сотрудничает с ведущими мировыми автопроизводителями. Так на мощностях компании происходит локальная сборка автомобилей Peugeot, Citroen и Honda. В прошлом году Dongfeng Motor приобрела 14% акций PSA Peugeot Citroen Group, став одним из крупнейших акционеров группы, наравне с правительством Франции и семьей Пежо. Такой шаг открыл китайскому производителю доступ к стратегическим ресурсам и технологиям PSA Peugeot Citroen Group. Не остаются без внимания и внешние рынки. Сейчас продукция Dongfeng Motor поставляется в 70 стран мира. На российском рынке она продается под брендом DFM. Дилерская сеть составляет 35 автосалонов по всем основным регионам страны. А к концу года их число должно быть увеличено до 50. План продаж на этот год довольно скромный – 1500 автомобилей. В 2016-м году Dongfeng Motor рассчитывает продать в России уже 5000 машин. Учитывая кризисную ситуацию на рынке, весьма амбициозный план.
Автомобиль выполнен в актуальном дизайне с претензией на некоторую внедорожную составляющую. Однако, как и у большинства одноклассников, привод здесь исключительно передний. Двигатель слабоват даже для небольшого кроссовера – всего 117 л.с., ситуацию немного выправляет система изменяемых фаз газораспределения, делая весьма широкой полку момента. На выбор представлена пятиступенчатая «механика» и четырехдиапазонный «автомат» от японской компании Aisin – древний, но надежный. В наличии антиблокировочная система и система электронного распределения тормозных усилий. Главный козырь DFM H30 Cross – цена. В настоящий момент новый автомобиль (2014 года выпуска) можно приобрести менее чем за 550 000 рублей.