В «серой зоне» уже европейская часть постсоветского пространства и Закавказье. Деградация Украины до состояния failed state означает, что нам несколько десятилетий придется взаимодействовать с ней, сочетая политические и военные аргументы. Белоруссия в ближайшие годы будет выживать, находясь в ситуации конфликта с западными соседями, не признающими легитимность правительства в Минске.
Территория Грузии, Армении и Азербайджана – это вообще сплошная «серая зона». Там сама перспектива сохранения государств в существующем виде не очевидна. Анкара плотоядно посматривает на Азербайджан, чьи нефтяные запасы очень пригодились бы Турции для продолжения авантюристической внешней политики. Не говоря уже о Грузии или Армении, которых трясет просто постоянно.
Еще сохраняются возможности для того, чтобы предотвратить распространение «серой зоны» на важнейший для России в стратегическом плане регион – Центральную Азию. Хотя уже сейчас придирчивый наблюдатель может увидеть признаки «посерения» в Киргизии и ее приграничных отношениях с соседями. Более стабильными выглядят Казахстан и Узбекистан, где есть уникальные внутренние ресурсы – энергетический сектор и огромное население.
Причин у происходящего две. Во-первых, за прошедшие 30 лет исчерпан, или близок к тому, унаследованный от СССР запас прочности. Сейчас наступает время перехода в новое качество, а этот переход могут пережить не все. Во-вторых, и это самое неприятное, главная причина такого развития событий – не банкротство элит или доверчивость населения. Многими соседними странами руководят яркие и талантливые лидеры, окруженные блестящими советниками.
Но так получилось, что перспектива выживания этих государств была изначально связана с тем международным порядком, в котором появились окружающие Россию страны. Этот порядок ушел в прошлое, а вместе с ним и надежды развиваться, «прицепившись» к составу, который тянут локомотивы глобализации – Америка и Китай. Сегодня оба локомотива идут своей дорогой, отцепив лишние вагоны.
То, что Россию со всех сторон, кроме Китая, окружает двойной пояс государств намного слабее ее, среди которых часть еще и несостоявшиеся, открывает, конечно, фантастические возможности для манипулятивной внешней политики. Здесь действительно есть где развернуться дипломатическому и военному искусству. Поэтому мы не должны исключать того, что Москва, набравшись здорового цинизма, с возникающей ситуацией даже смирится.
Что надо сделать Москве, чтобы привязанность к ней Белоруссии не зависела от Лукашенко
Но для того чтобы такую политику проводить, нужно постоянно быть в хорошей физической форме. Мы не можем исходить из гипотезы о том, что российское государство само может ослабеть, как это случилось в 1990-е. Но должны понимать, что жонглирование соседями требует постоянной и творческой работы огромного числа военных и дипломатов. Альтернатива – возвращение к ручному управлению. Но это, как показывает практика, Россию не очень интересует, даже если речь идет про Армению или Белоруссию.
Кроме того, сплошное «посерение» российской периферии может (чисто теоретически) угрожать втягиванием в этот процесс приграничных российских регионов. Нечто подобное наблюдалось в XVIII веке, когда Санкт-Петербург успешно, в принципе, манипулировал соседями, но людей для невольничьих рынков Крыма или Хивы похищали даже из Астрахани. Отгородиться от соседей и гордо на них взирать с высоты приграничных укреплений не получается даже у Европы. Вполне европейская Польша бодро втягивает партнеров по Евросоюзу в собственные дрязги с Минском. В том случае, если наступление хаоса на пространстве от Прибалтики до Памира окажется естественным и необратимым, России самой придется познать много прелестей жизни на границе дикого поля.
Автор – программный директор клуба «Валдай», научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ