Профиль

Калькулятор – лучшее средство от паники

Цена на топливо не является главной в определении цены на товары и услуги. Важна вся цепочка, включая оптимизацию производства и экономию ресурсов

©Shutterstock

В последнее время широко обсуждается рост цен на бензин. Цена на 95‑й прочно зафиксировалась на уровне 45 рублей за литр, в то время как еще недавно она не превышала 39 рублей. Рост цен произошел из-за налогового маневра, когда налоговая нагрузка была перенесена с экспортной пошлины на НДПИ. Но, как ни странно бы это звучало, социальных последствий от роста цен на топливо практически не будет. Давайте рассмотрим два социальных аспекта: использование автомобиля в личных целях и стоимость товаров в магазинах.

По статистике, усредненный российский авто-владелец расходует каждый месяц 80 литров бензина. Соответственно, дополнительные расходы, связанные с использованием личного автомобиля, увеличатся на 480 рублей в месяц. Много это или мало? Реальные располагаемые денежные доходы (это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) составили в апреле 2018 года 33 059 рублей. Таким образом, увеличение расходов на бензин у среднего жителя России в месяц составит 1,5% от располагаемого дохода. Но в том же апреле 2018 года располагаемые доходы выросли на 5,7%. То есть нетто-доход, даже с учетом подорожания топлива, все равно в плюсе.

Если коротко, то выглядит это так: зарабатывать стали чуть больше, но и тратить стали тоже чуть больше.

Более того, транспортные расходы на логистику и на перемещение являются базовыми, и цена на бензин справедливым образом распределяется по всей экономике. Мы видим, что в странах Европы, где бензин дорогой, производство той же сельскохозяйственной продукции оказывается выгоднее, чем в нашей стране. То есть цена на топливо не является главной в определении цены на товары и услуги. Важна вся цепочка, включая оптимизацию производства и экономию ресурсов.

Будет ли дешеветь бензин? Уже нет. Бензин будет только дорожать. В перспективе – до 60 рублей за литр. Этому есть две основные причины. Первая – тот самый налоговый маневр, который обнулил экспортную пошлину на нефть и который стал причиной роста цены. Отменять его правительство не собирается.

Вторая причина – майские указы президента, в которых ставится задача по развитию дорожной сети страны. Денег на дороги будет выделено за эти годы 11 триллионов рублей. Но, как мы знаем, правительство деньги не печатает, их надо откуда-то брать. И возьмут эти дополнительные триллионы в виде акцизов и налогов с нас с вами. И я очень надеюсь, что изъятые из наших карманов средства пойдут именно на дороги, а не на что-то другое.

Самое читаемое
Exit mobile version