Профиль

Куда «поедут» цены на авто

Как пандемия COVID-19 повлияет на авторынок

Аналитики, производители и иные участники автомобильного рынка сегодня словно соревнуются, кто даст более мрачный прогноз. В лучшем случае обещают падение продаж на 30% и повышение цен процентов на 10–15.

Игорь Моржаретто

©

Напомню, в «мирное время» ежегодно цены на автомобили растут на 3–5%, даже если нет кризисных ситуаций и колебаний валюты. Причиной тому инфляция, которую отменить невозможно, а также выход на рынок новых, технически более сложных и, соответственно, дорогих моделей. Кроме того, ежегодно возрастает фискальная нагрузка на отрасль. В прошлом году на 2% – с 18 до 20% – вырос НДС; в январе этого года вдвое увеличился утилизационный сбор… Но в этом году, понятное дело, цены на автомобили вырастут куда больше, чем обычно.

Какие плюсы и минусы принесла пандемия автомобилистам

По объективным причинам уже подорожали автомобили всех марок. Так, бессменный лидер нашего рынка – АвтоВАЗ – в этом году уже трижды поднимал цены на автомобили Lada. В январе в среднем на 15 тыс. рублей, или 2,3%; в апреле – на 6,6 тыс. рублей (плюс 1%), и в мае прибавка в цене составила 9,8 тыс. рублей (+1,5%). Примерно так же вели себя и массовые зарубежные бренды – KIA, Hyundai, Renault, Volkswagen, Skoda, Nissan, Mitsubishi… Одномоментное повышение цен, как правило, не превышало 1–2%, но, поскольку это происходило уже несколько раз, суммарно цены выросли на 4–5%.

Кроме этого, некоторые бренды заметно поменяли ценники на отдельные модели: например, пикап Isuzu D-Max подорожал на 1–8%, внедорожник Suzuki Jimny – на 2,9 – 3,4%. Вообще, в течение мая изменения розничных цен произошли у 21 бренда, разброс – от 1 до 5%. Реже других о повышении цен объявляла в России японская компания Toyota. В прошлом году – дважды, наряду со всеми брендами. И два раза – в 2020 году. В марте–апреле: корректировка цен из-за повышения утилизационного сбора произошла позже, чем в других компаниях, и составила примерно 1,5%. И в начале июня на 2% выросли цены на три модели (RAV4, Camry, Corolla) из-за ослабления рубля. Который вообще-то «просел» на 15%...

Но, справедливости ради, все бренды отреагировали подобным образом, ведь никто не может работать в убыток… С другой стороны, никто не может себе позволить резко задрать цену – на очень слабом отечественном авторынке это отпугнет покупателей. Все помнят пример американской компании GM – в конце 2014 года цены на автомобили Chevrolet и Opel повысили на 40%, и к чему это привело? Спустя полгода компания ушла с нашего рынка.

По мнению всех аналитиков, грамотная и продуманная ценовая политика является одним из главных факторов, которые позволяют сохранять лидирующие позиции на рынке. Покупатели понимают, что цены в любом случае будут расти, понятна и верхняя планка их роста – изменение курса валют (сегодня это – плюс 15%). Поэтому преимущество на рынке получат те марки, которые будут поднимать цены помалу и плавно. К примеру, в компании Toyota рассчитывают удержать июньские цены до конца года. Конечно, это будет возможно, если не случится больше резких колебаний валютных курсов.

Как изменятся предпочтения российских автомобилистов после пандемии

А вообще ближайший месяц – самое удачное время для покупки автомобиля, считают в Минпромторге. И того же мнения придерживаются все эксперты, ведь после двух месяцев вынужденного простоя во время карантина дилеры готовы сделать покупателям интересные предложения.

И потенциальные покупатели уже устали сидеть дома, и те, кто собирался купить автомобиль весной, поехали в автосалоны. Понятно, что у многих за последние два месяца изменилась финансовая ситуация и, как следствие, планы на покупку нового авто. Но зато пришло понимание: в условиях эпидемии и после личный автомобиль – самое надежное и защищенное средство передвижения, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Так что интерес к покупке транспортного средства есть, и небольшой отложенный спрос «сыграет» уже в июне. Дилеры готовы пойти навстречу клиенту; скидки и акции есть почти у всех марок. А что будет дальше? Дальше цены будут только расти…

P.S. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, за первые 5 месяцев этого года продажи новых автомобилей в нашей стране снизились на 25,7%. В то же время некоторые компании чувствуют себя значительно лучше, например, Toyota (-10%), Lexus (-14%) или Nissan (-17%). А некоторые модели (в том числе недешевые) из топ-10 вдруг оказываются удачной (и востребованной) «антикризисной» покупкой. Например, продажи кроссовера Toyota RAV4 с января по май выросли на 20%!

Автор – журналист, автомобильный эксперт.

Самое читаемое
Exit mobile version