На первое место царь поставил армию. На том историческом отрезке в этом была известная несправедливость, поскольку главную тяжесть Крымской войны во времена Николая I вынес именно флот. Собственно, к цели уничтожить его, взяв Севастополь, в конечном счете и свелись устремления Англии, Франции, Турции и Сардинии.
Не выученный политическим и военным руководством России урок Крымской войны в том, что если бы наше государство располагало мощным флотом, то никакой осады и последующего падения Севастополя не случилось бы в принципе. Моряки не подпустили бы врага к родным берегам. Через полвека история повторилась: сдача Порт-Артура предопределила гибель в Цусиме Второй Тихоокеанской эскадры и поражение России в войне с Японией.
Первая мировая война для русского флота в целом складывалась удачнее. Однако Октябрьская революция оставила Россию без заслуженной победы. Великая Отечественная война на Балтике и Черном море на первом этапе свелась к потере главных баз флота – Севастополя и Таллина. Армия не смогла их удержать. И Балтфлот был заперт в Ленинграде, а Черноморский – в Батуми и Поти, будучи не способными выполнить стратегическую задачу – нарушить поставки морем вольфрама, хрома, железной руды в Германию.
Перед глазами есть пример западных партнеров, которых в СССР менее политкорректно называли «вероятным противником», – США и НАТО. Американцы уделяют первостепенное внимание своим ВМС, способным решать наступательные и оборонительные задачи практически в любой точке мира. Поэтому и России нужен океанский флот, готовый отвечать на эти вызовы.
К сожалению, постоянно держать в дальней морской зоне корабельную группировку для России проблематично. Единственный наш авианосец – тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» – много лет стоит в ремонте, сроки завершения которого перманентно сдвигаются. И это при том, что США располагают 13 авианесущими кораблями, Китай – двумя, а к 2024 году должны вступить в строй еще два – с атомными энергетическими установками. После этого китайский флот можно будет с полным основанием называть флотом открытого моря.
Наши ракетные крейсеры «Петр Великий», «Маршал Устинов», «Варяг» и «Москва» – серьезная сила. Их заслуженно называют «убийцами авианосцев». Но действовать в океане в одиночку они не могут. Сопровождать каждый крейсер должны 5–7 надводных кораблей – корветы, фрегаты, эсминцы, атомная подводная лодка, способные обеспечить надежную противолодочную и противовоздушную оборону флагмана.
Однако в настоящее время для ВМФ строят в основном корабли, предназначенные для действий в ближней морской зоне. И обходятся они казне в среднем более чем в три раза дороже, чем во времена СССР. Не ставить же в охранение «Петру Великому» малый ракетный корабль – он не для океанских просторов.
Еще один момент – современный корабль по своим характеристикам равноценен нескольким кораблям старых проектов. Однако нельзя пренебрегать количеством. Советский ВМФ располагал 219 атомными субмаринами, которые по многим параметрам, в частности, шумности, были несовершенны. Но отследить наши лодки американцы и их союзники не могли – не хватало противолодочных сил.
Таким образом, современному российскому флоту остро не хватает кораблей, и он «привязан» к берегу.
Автор – вице-адмирал в отставке