Профиль

Отвяжитесь от музея

От идеи переноса музея ВВС из Монино в парк «Патриот» необходимо отказаться в принципе

Прошли выборы, сформирован новый состав правительства, страсти улеглись, и на поверхность информационного поля вновь всплыла уже не новая идея: перенести музей ВВС из подмосковного Монино в не менее подмосковный, но с другой стороны города, парк «Патриот». Вроде и недалеко, но последствия переноса могут оказаться более чем серьезными.

©Илья Крамник

Парк «Патриот» начали строить близ Кубинки, в западной части Московской области, летом 2014 года. Новый объект рассматривался как комплекс, который объединит несколько музеев военной техники, выставочные площади и другие объекты. На строительство и обустройство «Патриота» израсходовано, по данным СМИ, 36 миллиардов рублей. Парк открылся летом 2015 года, и первым мероприятием новой площадки стал военно-технический форум «Армия‑2015».

Тогда же, летом 2015-го, министр обороны Сергей Шойгу сообщил о планах объединить на этой площадке большую часть имеющихся военных музеев, и специалисты сразу задались вопросом о судьбе музея ВВС в Монино. Слова «уникальный», «крупнейший» и «бесценный» относительно музеев давно перешли в разряд штампов, но других словарь не изобрел. Коллекция Монино уникальна, она самая большая в стране, и, разумеется, она бесценна – многие экспонаты, сохранившиеся в единственном экземпляре, не имеют цены.

Монино находится строго на противоположной стороне от Кубинки – на северо-востоке области, и исходно музей был частью Военно-воздушной академии, затем, в 2011–2012 годах, перебравшейся в Воронеж. С этого момента музей оказался предоставлен сам себе.

Он находится не в лучшем состоянии: основная масса летательных аппаратов хранится на открытых площадках, что не способствует хорошей сохранности, и не получает нормального технического обслуживания, нужного и давно не летающим самолетам, и вертолетам для нормальной сохранности.

Опрошенные специалисты ЦАГИ, МАИ и промышленности уже два с лишним года продолжают стоять на своем: транспортировка больших самолетов (от Ту‑4 и крупнее) по дорогам общего пользования невозможна. Общий список нетранспортабельных экспонатов сегодня выглядит так: вертолет Ми‑12, бомбардировщики Пе‑2, Ту‑2, Ту‑4, Ту‑16, Ту‑22, Ту‑22 М, Ту‑22 М3, М‑50, 3‑МД, Т‑4 «Сотка», транспортники Ан‑8, Ан‑12, Ан‑22, пассажирские самолеты Ан‑10, Ту‑114, Ту‑144. Часть этих машин может быть заменена, в частности, Ан‑12, Ан‑22, Ту‑22 М3. Но что делать с остальными? Волонтеры и специалисты опасались, что «Патриот» заберет лишь транспортабельную часть коллекции, предоставив остальному разрушаться.

Тревога не прошла даром, к вопросу сохранения самолетов подключились представители общественности и депутаты Думы, включая тогдашнего главу комитета по обороне Владимира Комоедова. Бывший командующий Черноморским флотом ходатайствовал о сохранении музея на месте перед министром обороны Сергеем Шойгу.

На некоторое время этого ходатайства хватило, и от Монино отступились. До поры.

Решение в этих условиях, как представляется, может быть только одним. От идеи переноса музея ВВС в парк «Патриот» необходимо отказаться в принципе, а деньги, которые планируется истратить на эту задачу, необходимо израсходовать на совершенствование музея и реставрацию его экспонатов на месте.

Идея сосредоточения всех музеев под одной крышей в принципе вызывает немало вопросов – в Минкульте никто не пытается свести воедино Эрмитаж, Русский музей и Третьяковскую галерею, во Франции благополучно существуют отдельно Лувр и музей Орсэ, и почему именно военные музеи в России нужно собрать под крышу «Патриота» – совершенно непонятно.

Впрочем, понятно. Израсходованные на строительство парка средства надо как-то отбивать. Помимо музеев, от переноса в «Патриот» отмахиваются еще и выставки – вот Московский авиасалон удалось отстоять как минимум до 2019 года. Он останется в Жуковском. Может быть, стремление к централизации стоит умерить? Современная военная наука вообще скорее призывает к рассредоточенным порядкам.

Самое читаемое
Exit mobile version