Экспортеры обращаются в Сбербанк или ВТБ, которые имеют представительства за рубежом – в Индии и Китае. Процесс небыстрый, стоимость конвертации валют достигает 8–9% плюс банковские расходы на перевод. То есть стоимость трансакции выросла в четыре-пять раз по сравнению с досанкционным периодом.
Что могут предложить кредитно-финансовые организации импортерам? Несколько банков продолжают осуществлять переводы через государства СНГ. Однако число таких стран неуклонно сокращается. Киргизия недавно прекратила транзитные платежи, если товар участника ВЭД физически не перемещается в эту страну. Белоруссия сама находится под санкциями. Армения и Казахстан работают только с рублями по контрактам, в которые не входят санкционные группы товаров. Наши соседи по СНГ, не говоря об остальном мире, не спешат проводить платежи, опасаясь вторичных санкций. Закон простой целесообразности не позволяет им игнорировать риски блокировок. Практическую монополию SWIFT на международные трансакции пока никто не отменял. И любой, даже лояльный к России банк в другой стране перестрахует свои риски и избегает проводить прямые международные платежи.
Но бизнес не может ждать, пока политики и экономисты договорятся друг с другом. Кто-то обращается к опыту Ирана, много лет находящегося под санкциями, и такой неформальной расчетной системе, как хавала. Другие используют блокчейн и криптовозможности.
Клиринговые платежи (аналог бартера) тоже могут иметь место в части платежных решений ВЭД. Но чаще всего они доступны для крупных компаний, где есть и экспорт, и импорт. Речь идет о взаимозачете обязательств между участниками сделок. Иногда структура закрывает платеж за границей, другая компания осуществляет платеж в нашей стране. Такая практика случается редко, но обратить внимание при определенных обстоятельствах на нее нужно.
Что остается в цивилизованном поле, если возможности банков ограниченны, а нетрадиционные инструменты недоступны? Наиболее популярная практика – сотрудничество с платежными агентами. Сегодня на рынке их великое множество. Особенность в том, что компания-экспортер заключает контракт с нерезидентом, который, в свою очередь, имеет рублевый счет в российском банке. В случае импорта процесс работает в обратном направлении, ориентируясь на те страны СНГ, банки которых еще осуществляют платежи в Россию.
Таким образом, участник ВЭД делегирует свои обязательства по оплате в пользу иностранной компании другому иностранному юридическому лицу. Платеж не облагается НДС, так как нет экономической выгоды от платежного сервиса. Однако агент берет за свои услуги вознаграждение, которое прописывается отдельным соглашением и обычно осуществляется отдельным платежом. С суммы комиссии российская компания должна оплатить НДС. Налоговая служба предусматривает начисление НДС по месту регистрации покупателя. Таким образом, теоретически иностранное юрлицо уплачивает налоги в своей стране регистрации, а российское юрлицо – в России. При этом не имеет значения, какой тип налогообложения применяется в компании – УСН (упрощенная система налогообложения) или общая практика. Компания должна создать отдельные документы по факту подобных сделок и уведомить ФНС. Нюансы оформления вам может подсказать любой бухгалтер или юрист, связанный с международными сделками.
Стоимость услуг платежного агента составляет 3–8% от суммы спецификаций контракта ВЭД и зависит от валюты, назначения и юрисдикции платежа. Риски, конечно, существуют, и их нужно правильно хеджировать. Но, учитывая, что многие международные платежи «зависали» на корреспондентских счетах иностранных банков на срок до нескольких месяцев, данная опция выглядит приемлемой.
Самый простой путь нахождения оптимальных посредников – участие в целевых общественных ассоциациях, бизнес-сообществах (логистические компании, таможенные брокеры, сотрудники банков), которые связаны с ВЭД долгое время. Часто сами банки создают альтернативные структуры платежных агентов, используя наработанные связи в разных странах. И если банк не может исполнить международный платеж, он рекомендует дружественную структуру.
Международные платежные агенты чаще всего работают со странами – участниками СНГ (Армения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан) и дружественными России государствами, например ОАЭ. Реже встречаются Гонконг и страны Юго-Восточной Азии. Большинство таких сервисов организованы нашими соотечественниками для преодоления санкционного давления на международную экономическую деятельность России.
Для системного бизнеса сотрудничество с платежными агентами имеет ряд недостатков. В первую очередь это потеря контроля над собственными средствами на пять – семь рабочих дней. Именно такой срок обычно прописывается в агентских договорах об исполнении платежей. Как следствие, предприятия, имеющие обороты более 50 млн руб. в месяц в структуре выручки ВЭД, задумываются об открытии своих или совместных компаний в дружественных странах. Таким образом бизнес создает собственного агента, а не пользуется услугами посредников. Понятно, что это влечет необходимость привлекать местный персонал в стране присутствия, проходить определенные процессы легализации – как корпоративные, так и персональные.
Выбор варианта зависит от частоты внешнеторговых операций, финансовой модели юридического лица, прибыльности бизнеса и срочности в поставках той или иной продукции/услуг.
Какие решения могут привнести прозрачность в сферу международных расчетов? Как государство, банки, участники рынка могут взаимодействовать по определенным правилам без оглядки на очередные пакеты санкций?
Бизнес с особым вниманием следит за принятием законов о цифровых финансовых активах (ЦФА) и легальности их использования. Сроки обозначены до 1 января 2025 года. Мировая практика показывает, что расчеты в криптовалюте, в том числе в международных платежах между компаниями, возможны. Например, индонезийские компании имеют право открывать криптосчета для операционной деятельности. Сальвадор и ОАЭ используют блокчейн и криптоактивы в повседневной коммерческой работе.
Так как ЦФА используются для расчетов во внешнеторговых сделках, пусть даже эмитентом выступит российская организация, к ним будет повышенное внимание ЦБ и других ведомств. Уже более 100 организаций заявились как участники этого рынка. Для экспортеров, особенно в сегменте МСП, каждый процент издержек очень чувствителен. Насколько будет просто или сложно использовать ЦФА в международных расчетах, покажет время. Мой прогноз: ранее весны 2025-го платежные решения с участием данного вида децентрализованных активов мы в повседневной практике не увидим. Поэтому рынок продолжит использовать собственные или посреднические варианты в том виде, как рассказано выше.
Возможно, новые решения предложит саммит БРИКС в Казани, который состоится в октябре. Необходимость создания собственной международной платежной системы назрела давно. Специалисты по Web 3.0 у нас в России есть. Есть надежда, что страны – участники БРИКС договорятся наконец о введении единой синтетической валюты, обеспеченной золотом или иным гарантированным эквивалентом. ВЭД показывает тенденцию к росту, и прозрачные платежные решения помогут облегчить импорт и увеличить экспорт.
Автор – руководитель дирекции по развитию предпринимательства Евразийской ассоциации бизнеса