Профиль

Прочь с дороги!

©Наталья Львова/Профиль

Конструктивное решение проблемы трафика за счет многоуровневых дорог и выведения транзита на скоростной верхний уровень было предпринято в прошлом веке в Токио и оказалось довольно успешным. Но есть и деструктивное решение: насильственным образом заставить часть водителей отказаться от автомобиля. Меньше автомобилей – меньше пробок. Эта формула несильно отличается от печально известной формулы «нет человека – нет проблемы».

В московской агломерации строительство дорог серьезно отстает от роста числа жителей. Население Большой Москвы прибавляет каждый год по 300 тысяч жителей, здесь по-прежнему строятся огромные объемы жилья в так называемых «человейниках». Если плотность населения начинает превышать все разумные величины (например, в некоторых районах Москвы она уже в два раза больше, чем в Гонконге), то пробки и хаос на дорогах становятся абсолютно неизбежными.

При этом более 95% российских городов – это места, откуда люди уезжают. Происходит стягивание наиболее мобильной и трудоспособной части российского населения в три агломерации: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край. Это колоссальная проблема пространственного развития страны, которая сегодня почему-то не только не решается, но и не озвучивается.

Не стучите, колеса: в России ужесточат правила сезонного использования автомобильной резины

Согласитесь, глупо ожидать тишины, комфорта и чистоты в санузлах, проживая в коммунальной квартире из пяти комнат с двадцатью соседями. Чтобы решить бытовые проблемы в такой коммуналке, не надо пытаться штрафовать людей или запугивать их иным образом. Просто коммуналку надо расселить. И всё наладится само собой.

Весной этого года, в период первого псевдокарантина, количество автотранспорта на дорогах Москвы уменьшилось в среднем на треть, и пробки практически полностью исчезли. Это показывает степень перенаселенности. Не надо пытаться украшать больного ожирением человека и думать, что в новой и модной спортивной одежде он точно начнет бегать. Надо для начала сбросить вес.

К сожалению, все так называемые городские «стратегии», которые я вижу уже не в первый раз, построены на частностях: на плитке, скамеечках, общественных зонах, велосипедах и красивых рендерах. Но ничего стратегического я за этим не вижу, за исключением того, как лучше издеваться над автомобилистами, чтобы они сами отказались от использования автомобиля и залезли-таки в общественный транспорт или оседлали велосипед. Кроме как пособием по садизму, такие документы назвать нельзя.

Как изменятся предпочтения российских автомобилистов после пандемии

В октябре «Росгосстрах Жизнь» и банк «Открытие» провели социологическое исследование. Выяснилось, что основным признаком качественной жизни для большинства россиян является хорошее здоровье (70,4%) и... личный автомобиль (67,1%).

Велосипед и общественный транспорт в перечне признаков качественной жизни люди почему-то не упомянули. То есть они будут стремиться всеми силами пользоваться личным транспортом, даже несмотря на «стратегические» планы властей.

Задумайтесь: в сознании человека автомобиль занимает место наравне со здоровьем, но именно его у нас собираются отнять чиновники. Просто пока они не решили, как именно это сделать, вот и пишут подобного рода документы.

Но заметание мусора под ковер не может привести к решению проблемы. Чудовищное уплотнение застройки, с одной стороны, и желание ездить на автомобилях – с другой приведет рано или поздно к ситуации, когда ковер треснет и то, что туда старательно заметалось все эти годы, выйдет наружу. Будет весело, и в тот момент нам всем окажется не до стратегий с красивыми картинками. Конечно же, я надеюсь, что здравый смысл все-таки победит и этот момент не наступит.

Автор – координатор движения «Синие ведерки».

Самое читаемое
Exit mobile version