В программе смотра, как всегда, множество картин. «Профиль» публикует для своих читателей подборку самых интересных.
«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского
Единственный российский фильм основного конкурса и одна из самых ожидаемых работ фестиваля. Кончаловский – завсегдатай Мостры: впервые он приехал в Венецию еще в 1966 году с «Первым учителем». С тех пор его дважды называли здесь лучшим режиссером (в 2014-м – за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в 2016-м – за «Рай»), один раз он получил Гран-при жюри (за «Дом дураков»), но Венецианского «Золотого льва» пока так и не удостоился. Возможно, в этом году ему все же удастся завоевать и эту награду.
Действие «Дорогих товарищей!» разворачивается в Новочеркасске – городе, в котором родилась жена и муза Кончаловского Юлия Высоцкая, исполнившая в картине главную роль. Ее героиня Людмила – партийный работник местного горкома. Ее искренняя преданность коммунизму пошатнется во время печально известного Новочеркасского расстрела 1962 года, произошедшего во время забастовки рабочих на «Новочеркасском электровозостроительном заводе».
По официальным данным, рассекреченным двумя десятилетиями позже, было убито 26 человек. Во время этих трагических событий, которые Людмила наблюдает своими глазами, на площади пропадает ее дочь.
Сам Андрей Кончаловский говорит, что эта картина – дань уважения чистоте поколения его родителей, пережившего крушение своих мифов и идеалов.
В параллельной программе Venice Days примут участие еще две картины российских режиссеров: «Конференция» Ивана И. Твердовского и «Китобой» Филиппа Юрьева. Обе вскоре посоревнуются и за главные призы «Кинотавра».
Автор «Класса коррекции» и «Зоологии» Твердовский, как и Кончаловский, обратился к травматичному эпизоду отечественной истории, но недавней: речь о «Норд-Осте». Главная героиня «Конференции» в исполнении Натальи Павленковой возвращается из монастыря спустя 18 лет после трагических событий в Театральном центре на Дубровке. Она собирается провести вечер памяти с участием других заложников. В тот давний день она совершила страшную ошибку, которую до сих пор не может себе простить.
Дебют Филиппа Юрьева «Китобой» расскажет о чукотском подростке, жизнь которого меняется после появления в поселке интернета. Лешка влюбляется в девушку из видеочата и принимает решение встретиться с ней во что бы то ни стало, даже если для этого придется отправиться в путешествие через Берингов пролив.
«Земля кочевников» Хлои Чжао
Американская постановщица китайского происхождения Хлои Чжао проходит путь, характерный для многих независимых режиссеров: начав с «маленьких» инди-фильмов, за пять лет она доросла до постановки проекта Marvel. В 2021 году должна выйти срежиссированная Чжао картина «Вечные» с Анджелиной Джоли и Сальмой Хайек о расе тайно живущих среди нас сверхлюдей. Дебютировала она с полнометражным фильмом в 2015 году на «Сандэнсе», потом дважды участвовала в важной параллельной программе Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров» и номинировалась на Independent Spirit Awards. Первые две ленты Хлои Чжао – «Песни, которым меня научили братья» и «Наездник» – были сняты на стыке документального и художественного с непрофессиональными актерами в главных ролях и дышали легким дыханием не кино, но жизни. Хотя Чжао родилась и выросла в Китае, в своих картинах ей удается максимально погрузиться в концентрированно-американскую культуру, будь то индейская резервация или родео.
«Земля кочевников»
Cor Cordium Productions«Земля кочевников» во многих смыслах продолжает линию первых работ Чжао, но на сей раз в главной роли – двукратная обладательница «Оскара» Фрэнсис МакДорманд. Ее героиня, потеряв все во время экономического кризиса, отправляется в своем трейлере в путешествие по США в поисках работы, примеряя на себя роль современной кочевницы. Кстати, реальные кочевники в этой экранизации нон-фикшен книги Джессики Брудер также снимались. Хлои Чжао признается, что всегда была зачарована идеей дороги, и в своей новой картине она попыталась передать хотя бы отблеск того ощущения, которое испытываешь, колеся по Америке.
«Фрагменты женщины» Корнеля Мундруцо
Известный венгерский театральный и кинопостановщик Корнель Мундруцо впервые примет участие в Венецианском фестивале, хотя, например, на Каннском бывал неоднократно и даже одержал там победу во второй по важности программе «Особый взгляд» со своей необычной зоозащитной антиутопией о мести уличных собак «Белый бог». Мундруцо всегда интересуют актуальные проблемы современности, но, исследуя их, он иногда привносит в свою кинореальность фантастические элементы. Так, в спорном «Спутнике Юпитера» он рассказывает историю молодого беженца, который, получив ранение во время пересечения границы, обретает способность летать.
«Фрагменты женщины»
Bron StudiosВ своей первой англоязычной работе «Фрагменты женщины» Мундруцо, отказавшись от родного языка, поговорит, тем не менее, на максимально личную, интимную тему. Главные герои в исполнении Ванессы Кирби и Шайи Лабефа, как и сам Корнель Мундруцо и его жена, потеряли ребенка. В фильме это происходит по вине акушерки во время домашних родов. Сценарий «Фрагментов женщины» написала постоянный соавтор Мундруцо Ката Вебер.
«Новый порядок» Мишеля Франко
Мексиканец Мишель Франко давно числится подающим большие надежды – он неоднократно уезжал с Каннского фестиваля с разного калибра наградами, а вот в Венецию тоже приедет впервые. Франко занимают как социальные вопросы, так и человеческая психология, а еще его фильмы всегда наполнены тягучим саспенсом. Его авторству принадлежит, например, одна из самых жестоких и правдивых киноисторий о школьных нравах под названием «После Люсии». Оказывается, сюжеты в духе ранней Гай Германики не имеют географической принадлежности, разве что мексиканские родители иногда оказываются более страстно-импульсивными, чем российские.
Франко снимал не только малоизвестных артистов, но и мировых звезд: в его фильме «Хроник» о медбрате в центральной роли занят Тим Рот – именно он, будучи в 2012 году президентом жюри Каннского «Особого взгляда», отдал «После Люсии» главный приз.
«Новый порядок»
«Новый порядок» – антиутопия о свадьбе людей из высшего общества, течение которой нарушают нежданные гости. Мишель Франко подчеркивает, что Мексика, какой она показана в его ленте, на самом деле не так уж сильно отличается от Мексики реальной. Это фильм-предупреждение (говорит он): если не решить проблему социального и экономического неравенства, страна может погрузиться в хаос. Иными словами, «Новый порядок» продолжает линию главных картин прошлого года – «Джокера» и «Паразитов», предсказавших в каком-то смысле события, происходящие в реальном мире.
В одной из главных ролей – Диего Бонето, у которого в будущем много перспективных проектов, в том числе и новый «Терминатор».