«Аннетт» рассказывает историю любви популярного стендап-комика Генри (Драйвер) и гениальной оперной певицы Энн (Котийяр). Рассказывает в песнях: музыку написали братья Маэл из любимой интеллектуалами группы Sparks. Большинство диалогов и монологов в картине именно пропеты или проговорены речитативом – обычных разговоров в «Аннетт» гораздо меньше. Даже в откровенной любовной сцене герои не перестают петь – этот эпизод, кажется, моментально вошел в историю кино и восхитил критиков своей дерзостью.
Идиллия в жизни героев продлится недолго: союз двух творческих людей – штука непростая, карьерные неудачи одного на фоне невероятной славы другого могут привести к самым печальным последствиям. Если прибавить к этому, что на творческую деятельность непосредственным образом влияют личные переживания, шансов на хеппи-энд становится совсем мало. Не поможет паре ни рождение дочери Аннетт, ни круиз по морю. Герои расстанутся, причем навсегда: Энн погибнет. Этот сюжетный поворот не является спойлером – он заявлен даже в официальном синопсисе, – а вот каким образом это произойдет, раскрывать не будем. Так или иначе, Генри останется с совсем еще маленькой Аннетт на руках, и тут у девочки обнаружится удивительный дар: в темноте, при свете луны или ночника, она поет волшебной красоты вокализы. Генри обратится за помощью к коллеге и другу Энн, аккомпаниатору и дирижеру в исполнении Саймона Хелберга из «Теории большого взрыва» (вот уж неожиданное и при этом поистине удачное кастинговое решение). В результате троица отправится на международные гастроли, но и это еще не финал.
"Главный герой": фильм о том, как стать хозяином своей судьбы
Леос Каракс всегда умел придумывать яркие образы, эффектные, оригинальные визуальные решения – не зря его фильмы вместе с работами Люка Бессона и Жан-Жака Бенекса в 80-е причисляли к направлению «необарокко»: жанр барокко в истории культуры характеризуется сложностью, избыточностью, изысканностью формы. Караксовские мрачно-романтические «Дурная кровь» и «Любовники с Нового моста», экспериментальная и не поддающаяся однозначной трактовке «Корпорация «Святые моторы»» – все с альтер эго постановщика Дени Лаваном в центральной мужской роли – изумляют и сегодня.
Одна из главных находок в «Аннетт» связана с героиней, чье имя вынесено в заглавие: в фильме дочь Энн и Генри изображает не реальная девочка, а весьма выразительная деревянная кукла. Каракс всегда по-синефильски обожал цитировать в своем кино других авторов, но главная рифма, которая образовалась в «Аннетт», явно нечаянна. Несколько лет назад один из самых талантливых российских театральных режиссеров Дмитрий Крымов поставил в МХТ спектакль «Сережа» по мотивам «Анны Карениной», и в нем роль сына Карениных тоже исполняет кукла. В финале спектакля, как и в финале «Аннетт», она оживает. Не сговариваясь, Крымов и Каракс с братьями Маэл использовали одну и ту же метафору ребенка как игрушки в руках родителей-кукловодов, преследующих свои, взрослые цели и не думающих о переживаниях маленького человека рядом. И тут становится не по себе: Леос Каракс посвятил «Аннетт» своей дочери Насте.
Настя Голубева-Каракс появляется в роли самой себя в прологе к фильму. Ее мать и жена Каракса, актриса Екатерина Голубева, звезда европейского арт-хауса девяностых и нулевых, умерла десять лет назад при невыясненных обстоятельствах: официальных данных до сих пор нет, тело было найдено в парижском метро. Разыскивая информацию о Насте, можно наткнуться на еще один трагический факт, также влияющий на впечатление от фильма, хотя напрямую с картиной и не связанный. В апреле этого года сестра Насти Ина-Мария Бартайте, дочь Голубевой от брака с литовским режиссером Шарунасом Бартасом, погибла в Вильнюсе по вине пьяного водителя в возрасте двадцати пяти лет. Ина-Мария, унаследовавшая загадочные гипнотические глаза матери, играла в том числе в фильмах отца, в которых, как и у Каракса, встречаются автобиографические мотивы, связанные с Голубевой (в картине «Покой нам только снится» персонаж Бартаса показывает героине Бартайте старое видео с Катей). Можно найти и фотокадры, на которых запечатлено теплое отношение Леоса Каракса к Ины-Марии друг к другу.
Знание фактов биографии Каракса, Голубевой и их близких для более глубокого восприятия «Аннетт» даже важнее, чем знание небольшой по объему фильмографии снимающего все реже и реже Каракса. «Аннетт», несмотря на всю заложенную в ней жанровую условность и подчеркнутую нереалистичность, фильм – кровоточащая рана, фильм-разоблачение самого себя. Конечно, не стоит воспринимать картину совсем уже буквально, да и сценарий, пусть и крайне близкий Караксу, написан все же не им, но то, что лента наполнена его личной болью и чувством вины перед женой и дочерью, не вызывает сомнений. От финала «Аннетт», в котором Драйвер загримирован под Каракса, веет безысходностью – остается только надеяться, что в действительности отношения Леоса и Насти развиваются иначе, чем в ленте.
Если в «Любовниках с Нового моста» не самые здоровые отношения персонажей Дени Лавана и Жюльетт Бинош поданы в романтическом свете, то в «Аннетт» Каракс безжалостен по отношению к своему альтер эго: оправдывать абьюзера и пьяницу он не собирается. Но и дегуманизировать его он не будет: Генри вызывает зрительское сочувствие, по меньшей мере, в конце ленты. Поглотившая героя бездна страшна – никому не пожелаешь. Призрак бледной жены с длинными темными волосами напоминает героиню Екатерины Голубевой в единственном фильме Каракса, в котором она успела сняться, – «Пола X».