Профиль

Атлантида в дельте Нила

Подводные археологи обнаружили на дне не только больше 70 затонувших судов, но и целый древний город. По мнению египтологов, именно в нем был древний храм бога Амона Ра, в котором бывали Клеопатра и Елена Прекрасная. А сам город был своеобразными воротами, через которые велась торговля между царством фараонов и остальным миром, прежде всего Древней Грецией.

©

У древних египтян было как-то не принято волочить большие грузы по суше: для этого у них был Нил. Вверх по течению под тугими парусами шли усовершенствованные плоты, грузовые суда и катамараны. Египет считался речным оазисом, и главным транспортным средством был корабль. Еще 4600 лет назад фараон Хеопс владел своего рода роскошной яхтой длиной 43 м, построенной из ливанского кедра.

До нас дошли мельчайшие подробности, касающиеся речного судоходства египтян. Однако ни в одном папирусе не указано местонахождение «Перу-нефер» – «базы» древнеегипетского военно-морского флота.

Долгое время казалось, что центральный «морской вокзал» позднего периода (664–332 гг. до н. э.) тоже отыскать не удастся. Но французский подводный археолог Франк Годдио в результате бесчисленных погружений смог разгадать его тайну. Близ Александрии, в 7 км от линии суши, его команда несколько лет назад увидела подводный ландшафт портов и каналов, ушедших под воду в результате тектонических процессов.

Команда Годдио уже исследовала 110 квадратных километров морского дна с помощью ядерно-резонансных магнетометров и эхолотов и выяснила, что на дне располагался портовый город, занимавший несколько островов. «Настоящая Атлантида», – ликовала британская газета Daily Mail.

Дайверы обнаружили пирсы, обросшие ракушками, определили местонахождение складов и молов, нашли более 700 якорей из свинца и камня. Сохранились и останки кораблей.

«В ходе последней поисковой миссии осенью мы нашли 72‑е судно», – рассказывает Годдио. Исследователь уверен, что морские развалины относились к древнему Тонису. В центре города находился расписанный яркими красками храм Амона Ра, в который фараоны направлялись после инаугурации. Его стены видели Клеопатру. Даже прекрасная Елена, ставшая причиной Троянской войны, согласно легенде, тоже искала там защиты.

Водолазам Годдио удалось откопать развалины храма на морском дне. Вокруг здания лежали золотые монеты, пробитый шлем и маленький саркофаг для мумифицированных соколов.

Примерно 250 их подводных находок можно увидеть в цюрихском музее Ритберга на выставке, открывшейся 10 февраля. Самый тяжелый экспонат – гранитная статуя высотой 5,4 м – была поднята с морского дна на поверхность Средиземного моря с помощью мешков, заполненных сжатым воздухом. Это скульптура бога Нила Хапи, изображенного в виде полноватого мужчины с синей кожей.

©

Бурное развитие Тониса началось около 700 г. до н. э. Первое время это был просто сторожевой пост на прибрежном острове. Но вскоре Тонис взял на себя функции полицейского участка и пункта пограничного и таможенного контроля. Он стал для фараонов своего рода крепостными воротами во внешний мир и центром импортно-экспортной торговли.

Однако на пути к Тонису заморским гостям с Крита и Кипра приходилось смотреть в оба. Для них Египет подчас казался неприступным, положение усугублялось коварными ветрами. На подходе к западному рукаву Нила их ждали дюны, путь в Тонис пролегал по узким проливам меж песчаными отмелями. Миновав их, корабли по длинным каналам попадали в защищенные гавани.

За Тонисом дельта Нила площадью 24 тыс. квадратных километров была зеленым адом с зарослями камышей и заболоченными тупиками. Там были мелиорационные каналы, пресноводные заливы и лагуны, поросшие осокой и кустарниками. А сам Нил зимой превращался в мелководную канавку. Чтобы маневрировать в маршах (так называют территории, регулярно заливаемые морем), египтяне пользовались судами с минимальной осадкой. На таких «барках» плавали рыбаки и те, кто выращивал папирус, сборщики цветов лотоса и египетские торговцы.

Корабли, обнаруженные Годдио, имели длину от 20 до 26 метров; паруса у них были из льна или папируса. Корпуса в 70% случаев изготавливались из твердого дерева акации, которое растет в Египте, – длинных досок из него не получается. Такие корабли получались достаточно грубыми.

Еще 20% найденных подводными археологами судов изготовлены из тутового дерева, также растущего вдоль Нила. Четыре корабля были отделаны импортным дубом. И только два построены из сосны на иноземных верфях. Преобладание египетских судов объясняется просто: Тонис был узлом международной торговли, но заболоченная дельта служила естественной преградой. Большие корабли иноземцев в устье Нила рисковали сломать себе киль.

Египтолог Давид Фабр полагает, что в Тонисе все товары перегружались на суда с плоским днищем. Похоже, горделивым грекам тоже приходилось пользоваться несколько рустикальными египетскими кораблями. В VIII в. до н. э. эллины сумели стать важнейшей морской державой Средиземноморья. Они смогли добиться от фараонов – при всей нелюбви тех к чужакам и стремлении отмежеваться – разрешения на «открытие» «торгового представительства».

Древнегреческая колония Навкратис располагалась примерно в 70 км вверх по течению в дельте Нила. Там выходцы из Милета и Афин продавали слитки металлов, оливковое масло и вино.

Взамен они закупали зерно, папирус, слоновую кость и черное дерево. Но доставлять товар покупателям без перегрузки на египетские суда им, очевидно, не удавалось. Кроме того, обнаруженные на морском дне гири наводят на мысль, что в Тонисе товары оценивались и «растаможивались».

Выходить в открытое море, грозящее штормами, египетские купцы не решались. Фабр подчеркивает: корпуса всех 72 судов не тронуты корабельным червем, живущим исключительно в соленой воде. Вывод: фараоны были мудрыми, влиятельными правителями и «богами», но не капитанами морей. Их грузовые суда курсировали только по Нилу.

Самое читаемое
Exit mobile version