Профиль

"Бабушка на миллион": тайская трагикомедия о старости и семейных ценностях

Много ли вы знаете тайских фильмов и режиссеров? В памяти обычно всплывает разве что Апичатпонг Вирасетакул – обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, снимающий энигматичное, погруженное в местную специфику кино, которое сложно поддается интерпретациям. В российском прокате также можно было увидеть несколько тайских хорроров. В Таиланде, например, разворачивается и действие нового сезона популярного сериала HBO «Белый лотос», в котором звучит в том числе и тайская речь (среди артистов – певица Лиса). В общем, вышедший на экраны фильм «Бабушка на миллион» постановщика-дебютанта Пата Буннитипата предоставляет редкую возможность ближе познакомиться с тайским кинематографом. Картину выдвигали на «Оскар» от Таиланда, но в итоговую пятерку номинантов она не вошла. «Бабушка на миллион» также стала кассовым хитом и на родине, и по всей Азии. В том числе благодаря тренду в TikTok: зрители размещали ролики с трогательной реакцией на картину.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Бабушка на миллион"

©"Экспонента Фильм"

Интересно, что «Бабушка на миллион» при этом вписывается в плеяду фильмов об опыте разных поколений мигрантов вроде «Прощания» Лулу Ванг и «Младшего брата» Шона Ванга. Семья из «Бабушки на миллион» китайского происхождения, но самые младшие ее члены знают уже только тайский язык. Когда бабушка (Уса Семхум) говорит своему внуку Эм что-то по-китайски, он ее не понимает. «Ты меня проклинаешь?» – «Я тебя благодарю».

В начале картины ничто не предвещало таких теплых отношений. Открывающая сцена фильма происходит на необычно для европейского глаза устроенном кладбище во время весеннего праздника почитания предков Цинмин. Вся семья собирается в этот день вместе: редкий случай для персонажей этой ленты. У главной героини Мень Цу трое детей: старший сын процветает, играя на бирже, младший-картежник, напротив, тонет в долгах. Дочь, в свое время бросившая учебу, чтобы помогать матери продавать рисовый суп-пудинг конджи, трудится в магазине.

Что смотреть в конце зимы: индийская нежность, обезьяна-убийца, женщина-улитка, клинер из спецназа и снова Юра Борисов

Старший внук Эм, как и его родительница, тоже ушел из института: мечтал стать популярным стримером. Пока что он далек от успеха, поэтому вынужден жить с матерью. К бабушке он не испытывает явной привязанности, и отчасти его можно понять: она за словом в карман не полезет и скорее обзовет бестолочью, чем похвалит.

Когда Мень Цу, упав на кладбище, попадает в больницу, врачи случайно обнаруживают у нее рак в последней стадии. Вместо того чтобы горевать, внук Эм придумывает хитрый план. Его кузина ухаживала до самой смерти за своим дедушкой, до которого не было дела другим родственникам, и получила в итоге от него в наследство большой дом. Эм решает будто бы невзначай начать навещать Мень Цу, расположить ее к себе таким образом и тоже унаследовать ее домик – весьма, к слову, скромный. Бабушка поначалу не рада такому неожиданному вниманию: чует подвох. Но когда узнает от внука о своем диагнозе, утаенном от нее детьми, разрешает Эм переехать к себе.

Герою придется вставать в четыре утра, то чтобы поехать с бабушкой на рынок продавать конджи, то чтобы занять очередь в больнице на химиотерапию. Со временем бабушка и внук притираются друг к другу и восстанавливают ту связь, которая была между ними, когда Эм был маленьким и тоже жил с ней. Важным для героя становится уже не столько желание разбогатеть, сколько необходимость почувствовать, что его усилия ценят. И, конечно, само время, проведенное с одинокой прежде Мень Цу.

Кадр из фильма "Бабушка на миллион"

"Экспонента Фильм"

«Бабушка на миллион», несмотря на некоторые забавные эпизоды и провоцирующий слезы финал, отнюдь не простое поверхностное кино. Почти все персонажи в фильме весьма неоднозначны. Чем дальше, тем больше понимаешь, о каком дисфункциональном семействе рассказывает в своей картине Пат Буннитипат. И в то же время это семейство весьма узнаваемо, что пугает еще больше. Дети заняты своими делами и о матери вспоминают, в основном, когда им нужны деньги. Когда она заболевает, начинают устраивать семейные встречи, на которых, впрочем, надолго не задерживаются. По-настоящему беспокоится о Мень Цу из детей только ее дочь, но при этом ей достается меньше всего материнской любви. «Ты глупая, любишь не тех», – говорит в какой-то момент бабушке внук в расстроенных чувствах.

"Пророк. История Александра Пушкина": солнце русской поэзии – рэп-звезда

Парадоксы любви: ей не прикажешь. И в то же время системная мизогиния, передающаяся по наследству и мужчинам и женщинам. Мень Цу возмущается, что, когда она ухаживала за родителями в старости, после их смерти ей ничего не досталось. А вот старший брат разбогател, и при этом сестре помогать не собирается. Но и сама Мень Цу ведет себя похожим образом со своими близкими. «Сыновьям – деньги, дочкам – болезни», – горько шутят в фильме. Дочь героини вслед за матерью при этом плохо относится к жене брата, подозревает ее в дурном. Эта тема несправедливого отношения к женщинам и в целом несправедливого социального устройства тянется через всю картину. Впрочем, не выходя на первый план.

Главной становится все-таки тема семейной связи, которую порой можно восстановить, даже если это кажется малореальным. Иногда этому способствуют в том числе религиозные традиции, сближающие поколения. Приехать на кладбище, посыпать лепестками цветов холм, чтобы призраки предков не преследовали тебя (как, например, и в Японии, мир духов ощущается здесь близким к человеческому, границы между ними тонки). И, главное, собраться всем вместе, чтобы вспомнить все то хорошее, что оставил в сердце человек.

Самое читаемое
Exit mobile version