Классический балетный театр самим своим существованием подтверждает: многим из нас жизненно необходимо время от времени погружаться в целительную атмосферу гармонии и совершенной красоты, оказываясь, пусть и ненадолго, в волшебном мире, где нет ничего невозможного. И в этом контексте было бы странно пускаться в размышления относительно целесообразности сказочных танцевальных сюжетов.
Но одно дело – устоявшиеся традиции, скажем, того же романтического белого балета, и совсем другое – новые творческие поиски хореографов, смысловое направление их экспериментов. «Продавец игрушек» на музыку Алексея Шелыгина, премьерный спектакль театра «Кремлевский балет» в постановке народного артиста России Андрея Петрова, оказался неожиданным во многих отношениях. И в частности, он позволил по-новому взглянуть на эстетические запросы сегодняшнего зрителя.
Не стоит бояться призраков
При весьма насыщенном сюжетными поворотами либретто к финалу спектакля становится очевидно: самый глубокий смысловой посыл связан, казалось бы, с весьма условным персонажем, задача, которого, на первый взгляд, – драматургически соединить тематически и стилистически разноплановые сцены (картины). Между тем именно его сквозная линия позволяет говорить о новом спектакле не только как о красивой рождественской сказке и захватывающем приключении, но и как о постановке с философским подтекстом, рассчитанной на внимательную, думающую аудиторию.
Итак, в наши дни живет в Париже молодой человек по имени Николя Берски. Он мастер по изготовлению игрушек, у него свой магазин, пользующийся популярностью у детворы. А еще у Николя российские корни, он наследник старинного княжеского рода. Однажды в канун Рождества он получает приглашение побывать на родине предков. Поездка оборачивается захватывающим приключением и открытием нового магазина игрушек, теперь уже в Москве. Но самое главное, в России Николя встречает свою любовь…
Андрей Петров – балетмейстер, который умеет мастерски преобразовывать сценическое пространство, создавая во всех смыслах многоплановое действие. Остался он верен себе и в этом спектакле. А потому заинтригованные зрители следят за развитием отношений Николя и русской девушки-переводчицы Наташи, пытаются разгадать замысел коварного профессора-мафиози и попутно с интересом наблюдают за тем, что происходит с второстепенными персонажами, встречающимися на пути главных героев.
При этом совершенно особое значение приобретают вставные эпизоды, действие в которых разворачивается в иной, фантастической реальности. Попадает туда Николя простейшим путем – во сне, но этот многократно отыгранный во все эпохи театральный прием отнюдь не напрягает, потому как великолепие происходящего в «зазеркалье» моментально захватывает и заставляет забыть обо всем. И да, всё здесь крутится вокруг старого князя Берски, точнее, по его воле.
Сцена из балета "Продавец игрушек"
Пресс-служба Государственного Кремлевского дворцаЗаснув накануне поездки в Санкт-Петербург в своей парижской мастерской, Николя не только увидел изготовленных им кукол ожившими, кружащимися в замысловатом танце, но и получил от деда важную подсказку. Поймет он ее позднее, когда встретит девушку, как две капли воды похожую на его любимейшее творение – красавицу-куклу Натали. Кстати, князь Берски – из своей иной реальности – будет незримо сопровождать Николя на протяжении всей истории, помогая внуку и вселяя в него уверенность, что все сложится отлично. Кульминацией темы становится романтичная 4-я картина (второй акт), своего рода призрачный бал, во время которого князь Берски благословляет внука и его возлюбленную, – и этот момент решен настолько художественно убедительно, что невозможно не ощутить, насколько взаимосвязано в нашем мире всё, вне времени, пространства, эпох. Может, мы и впрямь неотделимы от своих корней и на каком-то тонком, энергетическом плане можем взаимодействовать с теми, кто пребывает в отличной от нашей реальности? Действительно, головокружительная гипотеза.
Кстати, свое призвание молодой француз тоже унаследовал от дедушки, который в меру возможностей радеет о том, чтобы Николя состоялся как художник. Вот так всё и закольцовывается. А чтобы было окончательно понятно, какую роль постановщик отводит старому князю, сразу поясним, что партия эта весьма сложна – и актерски, и технически (в частности, в ней много прыжков и различных вращений, исполняемых на большой скорости). И с ней на премьерном показе великолепно справился молодой танцовщик Максим Апатонов.
Сон. Мечта. Проявленная реальность...
Вообще в этом балете вымысел, сны и фантазии очень тесно переплетаются с привычным нам материальным миром, точнее, они вплетены органично в его структуру и даже во многом его обусловливают. И совершенно очевидно, что эта увлекательнейшая тема – первичности созидательной творческой идеи как основы мироздания – всерьез занимала создателей спектакля.
Вот как рассказал об этом автор красивейших, невероятно атмосферных декораций, художник-сценограф, заслуженный деятель искусств России Григорий Белов (кстати, профессиональный математик): «Наша способность одухотворять всё, что мы видим, с чем взаимодействуем, – вот что важно. Это удивительная способность. Всё начинается с того, что я леплю образ, который мне нравится, потом его эмоционально насыщаю, а затем нахожу его где-то там – на улицах, в скверах, парках, и понятно, что дальше начинается любовь. Хотя на самом деле началась она значительно раньше, с моего первого шага. Да, это не новый сюжет. Но нам все равно его не хватает, мы по-прежнему в этом плане голодны. И вот, пожалуйста, теперь он предстает в новой интерпретации, рассказанный на языке пластики».
В свою очередь, автор романа «Продавец игрушек» и либретто к одноименному балету Виктор Добросоцкий убежден, что в глубине души все взрослые – независимо от возраста – остаются детьми. Необходимость носить серьезную маску и соответствовать социальному статусу утомляет и психологически угнетает, вот почему сказочные сюжеты на самом деле востребованы у самой разной аудитории. Особенно в преддверии Нового года и Рождества.
Наступило время неоклассики?
Говоря о балетном спектакле, невозможно не затронуть тему используемого постановщиком хореографического языка, его лексических особенностей. В «Продавце игрушек» Андрей Петров вполне оправданно отходит от чистой, рафинированной классики, создавая некий симбиоз классического танца с использованием обязательной для него пальцевой техники и элементов других танцевальных систем, бытовых и спортивных современных движений.
«На мой взгляд, это новый тип танца, который я пытаюсь осваивать, – поясняет Андрей Борисович. – И мне он кажется интересным, потому что с его помощью можно создать образ современного человека – не выдуманного, а настоящего. С его проблемами, переживаниями. И таким образом диапазон и эмоциональной, и хореографической палитры расширяется. Поэтому современный балет на классической основе – назовем его условно неоклассикой – как раз и нужен публике. И это перспективный путь».
Сцена из балета "Продавец игрушек"
Пресс-служба Государственного Кремлевского дворцаДобавим, что хореографическая лексика каждого из действующих лиц спектакля индивидуальна и мгновенно узнаваема по своей стилистике. И если в дуэтах главных героев Николя (Даниил Росланов) и Наташи (заслуженная артистка России Екатерина Первушина), романтиков по натуре, преобладают элементы изысканного классического танца, то отрицательные персонажи, такие как профессор музея князей Берских (Максим Сабитов), его помощники-телохранители (виртуозные Дмитрий Прусаков, Богдан Плещаков, Иван Захарченко), экскурсовод (эту сложную актерски и пластически партию блистательно исполняет Алина Каичева) изъясняются преимущественно с помощью современной пластики. Как, впрочем, и «нейтральные» персонажи – майор Берёзов, полицейский (Михаил Евгенов) и медсестра (Анастасия Шеломенцева), чье зажигательное танго – одна из самых впечатляющих изюминок нового балета.
И немного бэкграунда
Если кратко обобщить, то балет «Продавец игрушек» от театра «Кремлевский балет» – это запоминающаяся ярким мелодизмом музыка (ее оркестровая редакция выполнена Владимиром Качесовым), прекрасная драматургическая основа, убедительное режиссерское решение, самобытная хореография и по-настоящему роскошная сценография, причем и декорации Григория Белова, и костюмы Ольги Полянской – это, что называется, попадание в десятку. Кстати, в спектакле задействована вся труппа (около 70 человек), уровень мастерства которой соответствует самым высоким мировым критериям.
Балет идет в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижера коллектива заслуженного артиста России Сергея Кондрашева. Оркестра, который всегда отличает особое, мягкое, благородное, насыщенное звучание.
В общем, премьера, несомненно, из разряда событий. И совершенно очевидно, что на создание такого масштабного спектакля требовались отнюдь не маленькие деньги. И это правда, что у Государственного Кремлевского дворца и театра «Кремлевский балет» требовавшихся для осуществления постановки средств не было. Но, как оказалось, время меценатов не кануло бесследно в Лету – сразу несколько российских компаний выразили желание посодействовать серьезному искусству, и в итоге всё получилось так, как и задумывалось постановщиками. Добрый знак, не так ли?