Профиль

Банковский бонапартизм

©

18 января 1800 года первый консул Бонапарт подпишет указ о создании La Banque de France. Именно Наполеон вернул французам термин «банк». До этого почти 80 лет местные коммерсанты опасались употреблять его после финансовых афер и громкого краха Королевского банка в начале XVIII века. Но будущий император уже не боялся плохих воспоминаний – военные, политические и финансовые ресурсы удачливого полководца позволяли ему навсегда вернуть банки в жизнь Франции.

Banque de France изначально создавался как частное акционерное общество. Крупнейшим акционером стал сам первый консул Бонапарт. Акционерами стали и многие члены его семьи – старший брат и будущий итальянский король Жозеф, зять и будущий монарх Неаполитанского королевства Иоахим Мюрат, приемный сын Эжен Богарне и даже старушка Летиция, почтенная мать семейства Бонапарте.

Впрочем, среди акционеров Банка Франции были и крупнейшие финансисты Парижа, привлеченные славой и властью первого консула. Изначально этот банк ничем, кроме названия, не отличался по статусу от прочих кредитных организаций страны. Но по мере укрепления власти Наполеона и превращения его из консула в императора росло и значение его «семейного» банка. 14 апреля 1803 года Banque de France получил эксклюзивное право на выпуск бумажных дензнаков.

К своим банкнотам Наполеон тоже подошел очень серьезно. Помимо всех известных тогда степеней защиты к разработке внешнего вида бумажных франков привлекли лучших дизайнеров Парижа – Шарля Персье и Пьера Фонтена, основоположников стиля ампир.

Однако уже в 1805 году банк Наполеона пережил первый кризис. Когда Франция узнала о полном разгроме своего флота англичанами у Трафальгара, началась финансовая паника – изъятие вкладов и падение рыночного курса банкнот. В этих условиях директора Banque de France вместо мер поддержки предпочли нагреть руки – скупали подешевевшие банкноты и перепродавали их по номиналу собственному банку, за считанные сутки став богатейшими людьми Франции.

Финансовую панику быстро пресек сам Наполеон. Он не только компенсировал поражение флота победами на суше, но и преподнес своему банку особенный вклад – гигантскую контрибуцию, взятую им у разгромленной Австрии и составившую 100 млн франков, эквивалент 440 тонн серебра. Вопрос с нечистоплотными директорами Banque de France тоже решился по-наполеоновски – Бонапарт предложил им на выбор пожизненное тюремное заключение или выплату фантастического штрафа – 87 млн франков. Директора послушно выбрали второе.

Австрийская контрибуция и многомиллионный штраф вместе равнялись более трети всех обычных доходов госбюджета Франции за год. Естественно, что такая «финансовая подушка» быстро вернула доверие к Banque de France и его банкнотам. Сам же Наполеон занялся разработкой нового устава, стараясь сделать свой банк органичной частью государственной системы, но в то же время сохранить его самостоятельность и привлекательность для частных акционеров.

«Банк принадлежит не только акционерам, но и государству, – говорил сам Наполеон. – Я желаю, чтобы банк в достаточной мере, но не чрезмерно находился в руках правительства. Я требую не того, чтобы он ссужал деньгами правительство, но чтобы он способствовал ему с выгодой употреблять государственные доходы…»

Новый устав Banque de France был утвержден Наполеоном в 1808 году. К тому времени, поглотив ряд иных банковских сетей, семейное акционерное общество Бонапартов открыло филиалы по всей стране, превратившись в главный банк Франции – по сути, в настоящий центробанк.

Banque de France стал настолько важен, что сохранил свой статус и после падения Наполеона. Разработанный же великим полководцем банковский устав просуществовал без изменений более столетия.

Самое читаемое
Exit mobile version