Каждый из часовых эпизодов назван именем одного из героев. Первым становится Эллиот Удо в исполнении Андре Холланда. Забавно, что этот актер, известный по сериалам «Больница Никербокер» и «Касл Рок», снимался также в фильме «Лунный свет», отнявшем у «Ла-Ла Ленда» Дэмьена Шазелла в последний момент «Оскар» за лучшую картину года. Видимо, Шазелл, авторству которого принадлежат первые два эпизода «Бара «Эдди»», показанные еще в рамках Берлинале, совсем не в обиде.
Итак, американец Эллиот ныне живет в Париже, куда переехал после смерти сына. Вместе со своим другом Фаридом (звезда каннского лауреата «Пророк» Тахар Рахим) он открыл концертный клуб The Eddy (можно перевести как «водоворот» – это, кстати, альтернативное русскоязычное название сериала).
В США Эллиот был звездным джазовым композитором и пианистом, но после случившейся трагедии он не может себя заставить выйти на сцену. Без музыки, тем не менее, он жить не способен, поэтому собирает бэнд, для которого начинает писать. Солирует в группе его бывшая девушка Майя – изобразившая ее полька Иоанна Кулиг прекрасно пела еще в недавнем фестивальном хите «Холодная война» Павла Павликовского.
В финансовые вопросы Эллиот не погружен, так что для него становится полной неожиданностью новость о том, что Фарид, похоже, задолжал крупную сумму бандитам. Не меньшим испытанием для героя станет приезд шестнадцатилетней несносной дочери Жюли (Амандла Стенберг), у которой подростковый бунт вступает во взрывоопасную смесь с травмой от потери брата и конфликтом с матерью.
«Бар «Эдди»» – с одной стороны, типичный проект Дэмьена Шазелла: в том смысле, что большего поклонника джаза, которому он посвящает проект за проектом, в современном кино не найти. Дебютный мюзикл «Гай и Мэдлин на скамейке в парке», «Одержимость» о педагоге-садисте и его талантливом студенте-барабанщике, пропитанный джазовыми мелодиями «Ла-Ла Ленд»… Исключением стала лишь недооцененная драма «Человек на Луне» о легендарном полете Нила Армстронга.
При всем при том «Бар «Эдди»» напоминает не только американское независимое кино с его свободой, легкостью, эстетством и второстепенной ролью сюжета, но и кино французское. «Ла-Ла Ленд» и его деликатные тихие песни тоже ассоциировались скорее с французскими мюзиклами вроде «Шербурских зонтиков», но в «Баре «Эдди» Шазелл уже в полной мере дал волю своей французской крови (благодаря отцу часть детства он прожил в нетуристическом Париже).
Именно такой Париж – мультикультурный, лишенный узнаваемых достопримечательностей (разок в кадре мелькнет Эйфелева башня, где-то вдали покажется призрачный Сакре-Кер), шумящий мотороллерами, криминальный – настоящий – и показан в «Баре «Эдди»». Это Париж современного французского кино, социально заостренного, максимально реалистичного.
За сумасшедший микс культур и кинотрадиций стоит сказать спасибо, конечно, не только Шазеллу, но и всей команде сериала, в том числе двум постановщицам марокканского происхождения – Лайле Марракчи и Уда Беньямина.
Беньямина, в частности, срежиссировала один из самых потрясающих и эмоционально заряженных эпизодов с героиней Лейлы Бехти в центре, который посвящен похоронам. В нем за церемонией прощания в арабских традициях следуют европейские буржуазные поминки и, наконец, истинно близкая большинству гостей музыкальная вечеринка во внутреннем дворике. Напоминает это похороны в Новом Орлеане, где брасс-бэнды в какой-то момент начинают играть веселую музыку, чтобы душа покойника поняла: близким хорошо, а, значит, они в состоянии обойтись без усопшего.
Музыка в «Баре «Эдди»» – а звучит там не только джаз, но и африканские, арабские, карибские мелодии – универсальный язык, объединяющий людей, независимо от национальности, пола и возраста. Для героев это главный смысл существования, утешение в горе, спасение от одиночества, всегда доступная радость, свобода, то, ради чего стоит рискнуть всем. Вместо секса – сочинение мелодий, посвященных объекту любви; танец может быть молчаливым признанием в самом главном.
Эпизоды репетиций, выступлений, танцев, спонтанного музицирования прямо в кафе, где сидишь в друзьями, – лучшее и главное в этом сериале, и, к счастью, таких моментов в нем с лихвой. За счет них в «Баре «Эдди» очень много настоящей жизни, и эта жизнь, мало доступная нам сейчас, может ранить. Впрочем, сериал и в остальные моменты удивляет полным отсутствием фальши, а еще бешеной энергией.
Ручная камера сходит с ума и в экстазе мечется от одного музыканта к другому, подхватывая и имитируя неистовые джазовые ритмы. Сама речь персонажей подобна музыке: героиня Иоанны Кулиг ругается на польском, когда зла, остальные переходят с французского на английский и обратно иногда в течение одного предложения – смотреть «Бар «Эдди»» просто необходимо именно в оригинале.
Наверное, это сериал не для всех – он слишком медленный, слишком часто, по-джазовому, почти забывает об основной «теме», слишком «арт», – но тем, кого это не смущает, «Бар «Эдди»» может принести очень много радости.