Наверх
12 апреля 2021

Берлинале-2021: порно с учительницей и робот как идеальный партнер

Кадр из фильма «Неудачный трах, или безумное порно»

©Silviu Ghetie / Micro Film 2021

С 1 по 5 марта один из трех главных европейских кинофестивалей – Берлинский – пройдет онлайн для прессы и представителей киноиндустрии. В июне, возможно, все-таки проведут и офлайн-показы программы для широкой публики, но утверждать ничего точно по нынешним временам нельзя. Состав жюри тоже необычный. Во-первых, председателя в этом году не будет. Во-вторых, распределять призы основного конкурса будут победители Берлинале прошлых лет – преимущественно самые недавние. Это режиссеры Мохаммад РасулофНадав ЛапидАдина Пинтилие, Джанфранко Рози, Ясмила Жбанич и Ильдико Энеди. Рассказываем, на какие фильмы из усеченной, но все еще весьма обширной программы смотра точно стоит обратить внимание.

«Альбатрос» Ксавье Бовуа

Французский режиссер Ксавье Бовуа дважды был премирован в Канне: в 1995 году ему достался приз жюри за драму «Не забудь, что скоро ты умрешь», в 2010-м – уже более высокая награда, Гран-при жюри за картину «О людях и богах». Участвовал он и в Венецианском кинофестивале. Теперь настало время последнего смотра «большой тройки» – Берлинале. Главную роль в «Альбатросе» исполнил секс-символ и звезда картин братьев Дарденн и Франсуа Озона Жереми Ренье. Он изобразил шефа полиции в живописной нормандской коммуне Этрета – да-да, той самой, с невероятными поэтическими скалами (один из персонажей фильма с такой скалы сбросится). У героя все в целом замечательно: вот и предложение наконец своей девушке он сделал после десяти лет отношений, в которых даже родился ребенок. Но накопительный эффект от расследований самых разнообразных дел приведет к тому, что у героя сорвет крышу.

Кадр из фильма «Альбатрос»

Guy Ferrandis

«Неудачный трах, или безумное порно» Раду Жуде

Такое чудесное название носит фильм одного из лидеров румынской «новой волны», многократного участника и лауреата Берлинале Раду Жуде. Режиссера интересуют острые исторические и политические вопросы: так, в 2018-м в мире гремела его картина «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», в которой театральная постановщица решила на День города реконструировать некоторые события Второй мировой, напомнив тем самым соотечественникам о геноциде евреев, устроенном румынами. Но, преодолев массу препятствий и осуществив постановку, героиня видит, что люди сочувствуют варварам, а не жертвам.

Новая работа Раду Жуде «Неудачный трах, или безумное порно» будет, судя по всему, злободневной зажигательной сатирой. В фильме видео, на котором женщина и мужчина в масках (вероятно, медицинских, каких же еще) занимаются сексом, становится вирусным. Но личность женщины удается установить, и оказывается, что она школьная учительница. Общественный суд не заставит себя ждать. Фильм анонсирован как триптих, состоящий из разных по стилистике частей, а трейлер иронически обещает, что картина будет «лучше нового «Джеймса Бонда».

«Вступление» Хон Сан-су

Недавно в российском прокате был фильм «Женщина, которая убежала» любимого синефилами корейского режиссера Хон Сан-су – на прошлом Берлинале он завоевал приз за лучшую режиссуру. Один из самых плодовитых корейских авторов, снимающий созерцательное ироничное малобюджетное кино о жизни интеллектуалов, будет соревноваться за награды смотра и в этом году. На сей раз режиссер рассказывает о совсем еще молодых людях, чьи родители пытаются повлиять на их жизни, но у детей, как и во все времена, свои планы. Действие частично разворачивается в Берлине. «Вступление» длится всего 66 минут, а это, как ни крути, почти всегда плюс.

Кадр из фильма «Вступление»

Jeonwonsa Film Co.Production

«Маленькая мама» Селин Сьямма

Французская постановщица Селин Сьямма считается одной из главных икон феминизма в современном кино. Ее предыдущий фильм «Портрет девушки в огне» – чувственная история любви художницы к аристократке, чей портрет она пишет для будущего мужа девушки на побережье Бретани в конце XVIII века, – стал сенсацией на Каннском фестивале 2019 года и получил там премию за лучший сценарий. Свежая картина Сьямма посвящена взрослению. Восьмилетняя девочка Нелли после смерти бабушки помогает родителям разбирать вещи в доме, где выросла ее мать Марион. Юная героиня изучает и близлежащий лес, в котором ее мама когда-то построила удивительный шалаш. Однажды Марион исчезает, а Нелли вскоре после этого встречает в лесу свою ровесницу, которую зовут так же, как мать, и которая строит свой шалаш.

Кадр из фильма «Маленькая мама»

Lilies Filmsjpg

«Я твой человек» Марии Шрадер

Мария Шрадер снималась у ведущих немецких режиссеров и в 1999 году была названа лучшей актрисой на Берлинале. В последние годы она успешно совмещает актерскую и режиссерскую деятельность: в 2020-м, например, стала первой немецкой постановщицей, завоевавшей американскую премию «Эмми» – за сериальный хит Netflix «Неортодоксальная».

Главные роли в ее трагикомедии «Я твой человек» исполнили Марен Эггерт, известная по картинам важной немецкой постановщицы Ангелы Шанелек, Сандра Хюллер из хита Марен Аде «Тони Эрдманн» и непонятно как затесавшийся в эту компанию британец Дэн Стивенс из сериалов «Аббатство Даунтон» и «Легион». Последний изображает робота, которого можно принять за невероятно умного и красивого молодого мужчину. Работающая в Пергамском музее ученая Альма, чтобы получить грант на свои исследования, соглашается на участие в эксперименте. Три недели она должна будет провести с этим роботом, разработанным так, чтобы он смог стать ее идеальным спутником жизни. Иными словами, нас ждет необычная любовная история с классическими для фильмов об андроидах рассуждениями о том, что значит быть человеком.

Кадр из фильма «Я твой человек»

Christine Fenzl

«Что мы видим, когда смотрим на небо?» Александра Коберидзе и другие картины

В основной конкурс Берлинского фестиваля в этом году не попала ни одна российская картина. Правда, в секцию «Форум» отобрали фантасмагорическую сказку фотохудожницы Юлдус Бахтиозиной «Дочь рыбака», которая еще прошлым летом принимала участие в фестивале «Зеркало», а осенью как-то незаметно вышла в российский прокат. Есть российский участник и в конкурсе короткометражек – это анимационный фильм Саши Свирского «Вадим на прогулке». В параллельных программах участвуют также работы из Белоруссии и Украины. Например, в секцию специальных показов включили документальную ленту «Кураж» Алексея Полуяна о белорусских протестах. Правда, картина значится как немецкая. Фильм украинской документалистки, ученицы Марины Разбежкиной Катерины Горностай «Стоп-Земля» о жизни современных подростков оказался в соответствующем тематике конкурсе Generation.

Кадр из фильма «Что мы видим, когда смотрим на небо?»

Faraz Fesharaki/DFFB

А вот в основном конкурсе Берлинале – грузинская картина «Что мы видим, когда смотрим на небо?». Ее постановщик Александр Коберидзе родился в Тбилиси, но режиссуре учился в Берлине. Его новый фильм, тем не менее, судя по всему, похож все же на грузинское поэтическое кино. Главные герои однажды сталкиваются в Кутаиси, влюбляются друг в друга с первого взгляда и назначают свидание, даже не спросив друг у друга имен. Но их постигает проклятье: на следующий день они просыпаются в буквальном смысле другими людьми.

Кадр из фильма «Кровопийцы»

faktura film

Интересно, что в еще одной берлинской картине, немецком комедийном хорроре «Кровопийцы» из программы Encounters, Александр Коберидзе выступает уже исполнителем главной роли. Сюжет фильма Юлиана Радльмайера – полный восторг. В 1928 году рабочий фабрики по имени Левушка исполняет роль Троцкого в «Октябре» Сергея Эйзенштейна. Но о карьере актера быстро приходится забыть: реальный Троцкий оказывается в опале, Левушку вырезают из-за этого из фильма, и он решает бежать в Голливуд. До пункта назначения он не добирается, влюбившись в немецкую аристократку-вампиршу. Потому что капиталисты, конечно, все кровопийцы. Картина уже куплена для проката в России.

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
11.04.2021