Постановщик «Братьев» Оливье Касас, у которого опыта в режиссуре меньше, чем у исполнителей главных ролей в его картине, рассказал, что Кассовиц согласился на съемки, когда узнал, что в основе сценария лежит реальная история. Ее поведал Касасу его друг, архитектор Мишель де Робер, и постановщик несколько лет готовился к съемкам, чтобы точно передать события и психологические нюансы.
"Бордерлендс": почему эта экранизация игры не так плоха, как о ней говорят
Удивительна и сама история, и то, что ее участники долгие годы не рассказывали ее никому – даже своим женам и детям. Началось все с того, что Мишель и его старший брат Патрис попали после Второй мировой, в 1948 году, в детский дом в Канаде. Мать не просто не торопилась их оттуда забирать: она улетела в Аргентину строить свое счастье, уверив бабушку сыновей в том, что взяла их с собой. Тем временем Мишель и Патрис, убежденные в том, что стали причиной гибели директора детского дома (хотя на самом деле они были не виноваты), бегут в лес и остаются там вдвоем на долгие семь лет. Когда их «робинзонада», или, скорее, даже «мауглиада», началась, Мишелю было пять, а Патрису – семь.
Касас показывает, как интуиция и храбрость позволяют мальчикам выжить в дикой природе, несмотря на зимние холода и периодический голод. Съесть можно мясо змеи или червяка, а вот некоторые грибы выглядят слишком подозрительно. Со временем герои учатся охотиться и ловить рыбу, строят более основательную хижину. Несмотря на все трудности, оба уже во взрослом возрасте вспоминают это время близости с природой и друг с другом как лучшее в своей жизни.
Бегать по полям, собирать устрицы, плескаться в озере, ощущая себя абсолютно свободными, – кажется, даже самое счастливое детство не дало бы им таких возможностей. Лишенные материнской любви, они находят ее друг в друге. Вынужденная социальная изоляция ограждает их от человеческой жестокости. Когда мальчики становятся смелее и начинают выходить к людям, то встречают только тех, кто так же, как и они, добр и свободолюбив: в фильме, например, есть эпизод общения героев с целым цыганским табором.
Кадр из фильма "Братья"
Russian World VisionНо тем более болезненной оказывается неминуемая встреча с реальной жизнью в социуме со всем ее многообразием. Оливье Касас рассказывает историю нелинейно, постоянно чередуя эпизоды из прошлого персонажей с их настоящим. Мишелю и Патрису удалось стать успешными профессионалами: первый, построивший когда-то хижину, стал архитектором, второй, жертвовавший своим здоровьем, недоедавший, чтобы у брата в детстве была лучшая жизнь, выбрал помогающую профессию врача.
Несмотря на внешние атрибуты счастливой жизни (карьера, семья), герои продолжают чувствовать себя потерянными в конвенциональной системе координат. Они скрывают от близких историю своего детства и оттого не обладают истинной связью с ними. Самой тесной остается связь между ними, и, к сожалению, только болезненная сепарация позволит начать смотреть не в прошлое, а в будущее. Собственно, история для зрителей начинается с того момента, когда попытка этой сепарации происходит: Патрис вдруг пропадает, и только брат понимает, куда он, скорее всего, отправился.
«Братья» – кино отнюдь не совершенное. Темпоритм периодически проседает, некоторые психологические нюансы так и остаются не вполне разъясненными, а прием с закадровым голосом, рассказывающим историю, традиционно считают ленивым. Постскриптум, в котором авторы говорят о том, что фильм отдает дань в том числе огромному количеству детей, оставшихся после войны без крова, имеет мало отношения к «Братьям».
Мать героев, судя по ее дальнейшему поведению, и в любой другой ситуации оставила бы их, так что кино, действительно посвященное послевоенному сиротству, должно было рассказывать о каких-то других людях. Однако «Братья» – очевидно, очень искренняя картина, сделанная Касасом с большой любовью и сочувствием к своим героям. Важно и то, что это редкий фильм, исследующий особую связь и любовь между братьями, которой, при всей горечи картины, сложно не восхититься.