В Москве в посольстве Казахстана в России прошел юбилейный круглый стол с участием дипломатов, российских литературоведов, представителей казахской диаспоры и казахстанских студентов столицы. Участники встречи отметили, что и сегодня творческое наследие Ауэзова сохраняет актуальность, так как «в нем присутствует диалектическое проявление исключительной гармонии общечеловеческого и национального». По их мнению, писатель внес неоценимый вклад в развитие не только национальной казахской, но и мировой культуры. И это не преувеличение. Во многом благодаря просветительской деятельности Ауэзова, его роману «Путь Абая» о народном поэте Абае Кунанбаеве узнал весь мир.
Неслучайно на недавнем VII Съезде лидеров мировых и традиционных религий в столице Казахстана папа римский Франциск говорил об Абае и цитировал его: «Абай, как его называют в народе, оставил после себя творения, пропитанные религиозностью, в которых выражено лучшее, что есть в душе этого народа: гармоничная мудрость, которая жаждет мира и стремится к нему, смиренно вопрошая, всей душой желая мудрости, достойной человека, которая не заключает себя в закоснелых и удушливых видениях, но готова вдохновляться разнообразным опытом. Абай ставит перед нами извечный вопрос "в чем красота жизни, не в том ли, чтоб погружаться в глубину?"».
Первая пьеса
Мухтар Ауэзов появился на свет 28 сентября 1897 года в урочище Шынгыстау Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область). Необходимо отметить, что его семья находилась в родстве с семьей великого казахского поэта Абая Кунанбаева, а его дед Ауэз был другом Абая и почитателем его поэзии, что в значительной степени повлияло как на формирование мировоззрения будущего писателя, так впоследствии и на его творчество.
Мальчик очень рано лишился родителей, поэтому его воспитанием занимался дядя Касымбек. По решению дяди Мухтар сначала закончил семипалатинское пятиклассное городское русское училище, а затем учительскую семинарию. По воспоминаниям педагогов, молодой Ауэзов выделялся «безупречным прилежанием, незаурядными дарованиями, благородной внешностью, изысканными манерами, стройной фигурой и какой-то аристократической величавостью».
Кстати, насчет дарования. В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим по случаю свадьбы внучки Абая поставили первую пьесу 20-летнего Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек». Любопытно, что все роли в этом спектакле сыграли внуки Абая и близкие родственники автора пьесы. Это был подарок молодоженам, и премьера прошла на ура.
Политический переворот в России и установление советской власти круто изменили жизнь начинающего писателя. В мае 1918-го на Всеобщем курултае (съезде) казахской молодежи в Омске он избран членом центрального исполнительного комитета (ЦИК). Ауэзов – активный участник образования всеказахской молодежной организации «Жас азамат». В 1919 году он вступает в партию большевиков и довольно быстро делает партийную карьеру: в начале 1920-х становится председателем Семипалатинского губисполкома, секретарем и членом президиума ЦИК Киргизской (Казахской) АССР в Оренбурге. В это же время он пишет книги, пьесы для театра, пробует себя в журналистике.
Большевик и «диссидент»
Однако вскоре на смену революционному энтузиазму пришло разочарование. Как член президиума ЦИК писатель выступил с резкой критикой большевистской политики репрессий казахской интеллигенции. В марте 1922-го Ауэзов вместе с коллегой по ЦИК Смагулом Садуакасовым вручили представителю ЦК РКП (б) В. Юдовскому письмо с политическими, экономическими и социальными требованиями к новым властям. Главные из них – о национальной независимости, ликвидации голода, возвращении конфискованных земель казахам, вовлечении казахов в производство, об объявлении казахского языка государственным языком, о развитии национального просвещения, науки и печати.
В результате осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключен из партии. Он оставляет свой крупный государственный пост в Оренбурге, тогда столице Киргизской (Казахской) Автономной ССР, и решает сосредоточиться на своем образовании: сначала заканчивает филологическое отделение Ленинградского государственного университета, затем поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета в Ташкенте. Во время учебы, путешествуя по кыргызским степям, изучает быт и культуру и записывает эпос «Манас». Параллельно в периодической печати публикует рассказы «Қаралы сұлу»(«Красавица в трауре»), «Ескілік көлеңкесінде» («В тени прошлого»), «Жуандық» («Насилие»).
Но «инакомыслие» Ауэзову не простили. В сентябре 1930-го он был арестован органами ОГПУ. Писателя обвинили «в причастности к оппозиционной организации, организации подпольной борьбы против советской власти и участии в подготовке вооруженного восстания». Больше двух лет он находился под следствием. Приговор – «условное лишение свободы сроком на три года».
Вклад казахского народа
После освобождения Мухтар Ауэзов преподавал в вузах Алма-Аты, писал пьесы, изучал и систематизировал наследие Абая, переводил на родной язык произведения Н. Гоголя, А. Афиногенова, Н. Погодина, К. Тренёва, В. Шекспира, рассказы Л. Толстого, Дж. Лондона, опубликовал сборник народных казахских песен, научный труд о фольклоре и эпосе казахского народа. В 1945 году, в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного фильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нем. Однако все это время, включая годы Великой Отечественной, его произведения периодически запрещали, писателю не разрешали работать, лишали званий, а потом… вдруг неожиданно опалу снимали. Как будто проверяли на прочность и лояльность.
Удивительно, но даже после вручения Ауэзову в 1949 году Сталинской премии первой степени (за роман об Абае) его продолжали третировать, обвиняя в национализме и искажении истории Казахстана и истории казахской литературы. Опасаясь нового ареста, писатель вынужден был уехать в Москву, где в его защиту выступили российские писатели А. Фадеев, К. Симонов, В. Кожевников, Н. Тихонов.
Только после завершения в 1954 году главного труда своей жизни – романа-эпопеи «Путь Абая» – Мухтар Ауэзов триумфально возвращается на родину. Его награждают орденом Ленина и Ленинской премией, восстанавливают во всех званиях и должностях, дважды избирают в республиканский Верховный Совет. Ауэзов опять – профессор, академик Академии наук Казахстана, председатель Союза писателей Казахстана. В 1961 году писатель тяжело заболел, лечился в Москве и скончался во время операции, не дожив до 65 лет.
Сегодня Мухтар Ауэзов – признанный классик, его эпический труд «Путь Абая» входит в «Библиотеку всемирной литературы», его сочинения переведены на многие языки, а пьесы с огромным успехом идут на многих театральных площадках мира.
«Я считаю, что есть прямой вклад казахского народа в сокровищницу общечеловеческих ценностей, – говорил писатель Чингиз Айтматов. – Я считаю, что это вклад всех тюркоязычных, в прошлом кочевых народов. Эпопея "Абай" – это наша художественная и социальная энциклопедия, это наш общий мандат, это наш общий отчет за все прожитые времена на обширнейшем евразийском пространстве, за все, что нам пришлось пережить в многострадальной истории прошлого, за все, что нам удалось постичь, создав свою систему ценностей, свой художественный и нравственный мир, свою кочевую культуру, свое великое поэтическое слово».
Именем Мухтара Ауэзова названы Институт литературы и искусства, Казахский академический театр драмы, улицы и школы во многих городах республики. В Алма-Ате открыт дом-музей писателя. В горах Тянь-Шаня одну из вершин покорители назвали в честь знаменитого основоположника современной казахстанской литературы. А главное, память о нем живет в сердцах казахстанцев и поклонников его творчества по всему миру.