Путешествие в Восточный Туркестан
Мое слово о Чокане Валиханове – это выражение преклонения и восхищения его гением. Родившийся в 1835 году Чокан Чингисович Валиханов (настоящее имя – Мухаммед-Ханафия) являлся потомком прославленного хана Абылая. С раннего детства он общался с известными казахскими поэтами, певцами и композиторами, проявляя интерес к их творчеству.
Еще будучи ребенком, вместе с отцом записал несколько вариантов народных поэм, таких как «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Едиге», «Еркокше». В казахской школе он получил начальные знания кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков, а затем блестяще закончил Сибирский кадетский корпус в Омске, в котором изучал военные дисциплины, историю, географию, основы философии, литературу, зоологию, ботанику, физику, математику, геодезию, а также архитектурное искусство.
Любимыми писателями Чокана Валиханова стали Николай Гоголь, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, а поэт и прозаик Михаил Лермонтов был его кумиром. Наставниками будущего этнографа стали ориенталист Николай Костылецкий, преподаватель истории Г.В.Гонсевский, литератор Василий Лободовский. Чокану Валиханову было всего пятнадцать лет, а преподаватели смотрели на него уже как на многообещающего ученого. Современники вспоминают, что когда профессор Казанского и Петербургского университетов востоковед Илья Березин обратился к кадету Валиханову с просьбой объяснить ему смысл некоторых встречающихся в ханских ярлыках терминов, семнадцатилетний Чокан наряду с обстоятельными комментариями по этой теме поставил ряд важных вопросов, а также высказал свои суждения о происхождении казахского народа. Рецензия к трудам Березина является его первой научной работой.
Большая дружба связывала Валиханова с выдающимся русским писателем Федором Достоевским (сохранилась даже их совместная фотография!), поэтами Аполлоном Майковым и Яковом Полонским, которые воспринимали его духовно как очень близкого человека.
Принимая участие в военно-научных экспедициях по Азии, Чокан Валиханов стал пионером в коллекционировании преданий и легенд Восточного Казахстана, сделав первую научную запись киргизского эпоса Манас. Находясь на службе в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел Российской империи, в 1856 году он направился в китайский город Кульджа с дипломатической миссией, благодаря которой удалось восстановить дружеские связи между Россией и Китаем. Затем он совершил опасное и одновременно блистательное путешествие в Восточный Туркестан с правительственным заданием, которое навсегда осталось в анналах мировой географической науки. Его исследования печатались в трудах Русского географического общества, в Лондоне и Берлине. Имя Чокана Валиханова навсегда останется среди имен выдающихся путешественников-этнографов. Академик Николай Веселовский, знаменитый исследователь истории и археологии Средней Азии, написал о нашем герое: «За неполных тридцать лет Чокан сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».
Время служить своей Родине
Мое слово о Чокане Валиханове – это слова преклонения перед его жаждой знаний и энциклопедическим кругозором, это слова признательности за его книги, в которых он предстал ученым мужем с писательским талантом. Труды Валиханова пробудили и пробуждают в нас интерес к истории и культуре нашей Родины. Перед читателями предстает богатая и древняя культура родного края, которую он сделал достоянием русских и европейских исследователей. Ему был близок и понятен духовный мир человека Азии, но вместе с тем он был человеком широких взглядов.
Например, русский географ и путешественник Петр Семенов-Тян-Шанский сказал, что «Чокан сохранил глубокую преданность своей стране, он любил казахскую жизнь, но тем не менее умел высоко ценить западную цивилизацию». В исследовательских работах президента Русского энтомологического общества в полной мере отражена яркая личность Валиханова с его прогрессивными философскими взглядами, Семенов-Тян-Шанский не ограничивается констатацией фактов, а сопровождает свои наблюдения глубокими размышлениями. В такие моменты Чокан становится для нас живым и близким, другом и собеседником.
Чокан Валиханов любил свой народ, страстно желал служить ему. Однажды он написал Федору Достоевскому: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя работе на пользу соотечественников, защитить их от чиновников и деспотизма богатых казахов». При этом своим примером он хотел показать землякам, как может быть полезен образованный султан-правитель. Принимая участие в работе юридической комиссии по проблемам казахской судебной реформы и, разумеется, будучи знатоком древних законов и кодексов казахов, Валиханов во всех вопросах занимал самостоятельную позицию. Критикуя феодально-патриархальные порядки в степи и осуждая злоупотребления реакционных царских чиновников, Чокан Валиханов признавал прогрессивность влияния европейской и российской культуры. «В его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность», – сказал про него русский публицист и исследователь Сибири Николай Ядринцев.
Достоевский же так отвечал своему казахскому товарищу: «Не велика ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который растолковал бы в России, что такое степь, ее значение и ваш народ относительно России, и в то же время служить своей Родине просвещенным ходатаем за нее… Вы первый казах, образованный по-европейски. Судьба же сделала Вас вдобавок превосходнейшим человеком, дав Вам и душу, и сердце».
Великое наследие Чокана
Высокие помыслы, благородные цели и многогранность его личности сделали его образ притягательным для современных казахстанцев. Великое наследие Чокана Валиханова и его удивительная, кристально чистая судьба впечатляют и вдохновляют, дают всем нам силы жить. Его жизненный путь является прекрасным примером для молодого поколения, несет в себе воспитательную миссию, пробуждает гражданское самосознание. Друг Валиханова, географ Григорий Потанин с благодарностью вспоминал, какое благотворное влияние оказал Чокан Валиханов в становлении у него самого демократических взглядов, в пробуждении в нем научных пристрастий.
Я рад тому, что мне представился случай увидеть город Омск, в котором жил и учился Чокан Валиханов, здание Омского кадетского корпуса, в котором он получил первые знания и учеба в котором сыграла важную роль в его жизни. С именами выпускников этого кадетского корпуса, выдающихся ученых Чокана Валиханова и Григория Потанина, связано становление Омской этнографической науки. Сегодня первый этап омской этнографии так и называется – валихановским, что свидетельствует о непреходящей значимости его трудов и о том, что судьба Чокана Валиханова и его богатое наследие занимают достойное место в истории казахского и русского народов. Наш великий соотечественник продолжает играть важную роль в воспитании молодежи, в привлечении подрастающего поколения к изучению казахского языка, истории и культуры казахского народа. Как лаконично и емко сказал о нем поэт и дипломат Олжас Сулейменов: «Он – человек будущего – жил в прошлом».
Об авторе:
Ырыскали Дауренбек, Глава Консульства Республики Казахстан в Омске.