Нововведением фестиваля стала конкурсная программа «Русские премьеры», получившая название по аналогии с дягилевскими «Русскими сезонами». Речь идет о полноценной программе со своим жюри и наградой – статуэткой серебряного Георгия. В список «Русских премьер» вошли картины «Жанна» Константина Статского, F20 Арсения Герасимова, «Кэт» Бориса Акопова, «Здоровый человек» Петра Тодоровского, «Микулай» Ильшата Рахимбая, «Петрополис» Валерия Фокина и «Похожий человек» Семёна Серзина.
На открытии ММКФ-2022 покажут «Сердце пармы» Антона Мегердичева, на закрытии – «Решение уйти» Пак Чхан-Ука, получившего приз за лучшую режиссуру на последнем Каннском фестивале. ММКФ был лишен аккредитации Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров – теперь он не принадлежит к числу кинофестивалей категории A. В программе этого года меньше, чем обычно, любопытных картин, в том числе тех, что уже показывали на ведущих мировых киносмотрах. «Профиль» составил свою подборку фильмов, на которые стоит обратить внимание.
«Нечто в доме»
режиссеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, программа «Дикие ночи»
"Дом дракона": ностальгическое возвращение во вселенную "Игры престолов"
В новой программе «Дикие ночи», собранной кинокритиком Егором Москвитиным, покажут неглупое жанровое кино – от хорроров до мюзиклов. «Нечто в доме» – одна из жемчужин секции. Премьера фантастического триллера состоялась в январе этого года на фестивале «Сандэнс». С тех пор на Disney+ уже успел выйти и обрести большой успех сериал «Лунный рыцарь» с Оскаром Айзеком, снятый в числе прочих Джастином Бенсоном и Аароном Мурхедом. Но «Нечто в доме» – фильм гораздо более камерный, словно самодельный – в духе их более ранних работ. Бенсон и Мурхед – молодые, но истинно культовые друзья-режиссеры, создающие интеллектуальную авторскую фантастику. Сами постановщики сыграли в «Нечто в доме» новоиспеченных соседей по дому в Лос-Анджелесе, которые становятся свидетелями странного явления прямо в квартире одного из героев. Потерявшие до этого интерес к жизни, они обретают ее смысл в попытках решить загадку, придумывая новые и новые теории, одна безумнее другой, и запечатлевая все на камеру.
«С любовью и яростью»
режиссер Клер Дени, программа «Мастера»
Драму французского классика Клер Дени «С любовью и яростью» из основного конкурса Берлинале российские кинокритики зимой осыпали язвительными отзывами, а вот иностранные коллеги встретили фильм хорошо. Жюри и вовсе отдало Клер Дени приз за лучшую режиссуру Берлинского кинофестиваля. Дени экранизировала роман Кристин Анго об отношениях женщины с двумя мужчинами: с одним она вместе уже 10 лет, с другим когда-то встречалась. Последний вновь появляется в ее жизни. В главных ролях Жюльетт Бинош, Венсан Линдон и Грегуар Колен. Фильм выйдет в прокат 8 сентября.
«В Бенидорме идет снег»
режиссер Изабель Койшет, программа «Мастера»
Каталонский постановщик Изабель Койшет, часто снимающая на английском («Элегия», «Букшоп»), выпустила эту картину еще два года назад, но на ММКФ ее покажут только сейчас. Актерский ансамбль возглавляют Тимоти Сполл, получивший в 2014 году актерский приз в Канне за роль художника Уильяма Тернера, и яркая Сарита Чоудри из сериалов «Родина» и «И просто так». В продюсерах «В Бенидорме идет снег» ни много ни мало братья Альмодовары. По сюжету герой Сполла, выйдя на пенсию, приезжает в испанский Бенидорм, чтобы навестить брата, но тот как сквозь землю провалился. Разыскивая его, герой выясняет, что брат владеет клубом, где проходят бурлеск-представления, и знакомится с одной из танцовщиц.
«Маркс может подождать»
режиссер Марко Белоккьо, программа «Свободная мысль»
Исповедальный документальный фильм итальянского классика Марко Белоккьо, который рефлексирует о самоубийстве своего брата-близнеца Камилло в 1968 году, когда тому было 29. Белоккьо собирает всю семью, чтобы попробовать вернуться в прошлое и воссоздать трагические обстоятельства. Режиссер также включил в картину семейные фильмы, архивные материалы и собственные работы.
«Похожий человек»
режиссер Семён Серзин, программа «Русские премьеры»
Молодой режиссер Семён Серзин уже второй раз экранизирует пьесу драматурга Дмитрия Данилова. Сначала это был «Человек из Подольска» – сюрреалистическая трагикомедия об обычном парне, которого по непонятной причине задерживают полицейские, отвозят в участок и допрашивают об очень странных вещах. Теперь – «Свидетельские показания». Молодой человек совершает самоубийство, и детектив, которого сыграл сам Серзин (в качестве актера его можно увидеть, например, в «Петровых в гриппе»), ведя расследование, обнаруживает, что все знакомые покойного описывают его совершенно по-разному, как будто речь о разных людях. В актерский состав также вошли Максим Виторган, Виктория Исакова, Таисия Вилкова и Любовь Толкалина.
«Вечно молодые»
режиссер Валерия Бруни-Тедески, программа «Мастера»
Автобиографическая картина актрисы и постановщика Валерии Бруни-Тедески из основного конкурса последнего Каннского фестиваля. В конце 1980-х юная Валерия посещала престижную театральную школу Les Amandiers, которую возглавлял уже на тот момент знаменитый оперный и кинорежиссер Патрис Шеро. Шеро в «Вечно молодых» изображает бывший возлюбленный Бруни-Тедески Луи Гаррель, который снимался почти во всех ее картинах. Любопытно, что в фильме также сыграла Иман Перес – дочь актера Венсана Переса, вероятно, ставшего прототипом одного из персонажей: Перес тоже учился вместе с Тедески у Шеро.
Кадр из фильма «Вечно молодые»
Arte France Cinéma«Природа»
режиссер Артавазд Пелешян, программа «Свободная мысль»
Первая за 26 лет картина великого документалиста Артавазда Пелешяна. «Природа» посвящена стихийным катаклизмам: могучим ветрам, наводнениям, перевернувшимся айсбергам. Пелешян вновь исследует тему взаимодействия человека с окружающим миром.
«Брат и сестра»
режиссер Арно Деплешен, программа «Мастера»
"Убойный монтаж": фильм открытия Каннского фестиваля о съемках зомби-кино
Еще один фильм-претендент на каннскую «Золотую пальмовую ветвь» этого года от постоянного участника Каннского фестиваля Арно Деплешена. Героиня Марион Котийяр, актриса Алис, не общалась с братом, бывшим учителем и поэтом в исполнении Мельвиля Пупо, больше 20 лет. Но смерть родителей заставляет ее восстановить связь с ним. Также в ленте занята Гольшифте Фарахани из «Патерсона». 15 сентября картина должна выйти в российский прокат.
«Петрополис»
режиссер Валерий Фокин, программа «Русские премьеры»
Картина художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина основана на повести его сына Кирилла Фокина. Герой Антона Шагина живет в США, строит там научную карьеру и после защиты диссертации получает предложение работы в секретном отделе ООН. Он должен исследовать инопланетную цивилизацию, которая, как оказалось, уже давно состоит в контакте с Землей.
«Можжевельник»
режиссер Мэттью Савилл, программа «Фестивальный коктейль»
Семнадцатилетний Сэм занимается саморазрушением, которое может привести его к смерти. Когда он возвращается из школы-интерната, выясняется, что к ним в дом переехала его повредившая ногу бабушка – бывший военный фотограф. Острую на язык и любящую алкоголь героиню изобразила Шарлотта Рэмплинг. Фильм, построенный на конфронтации и, конечно, примирении двух характеров очень хвалят зарубежные критики: у «Можжевельника» 100 процентов положительных отзывов на агрегаторе Rottentomatoes.com. Некоторые зрители тем временем пишут, что никогда в жизни так не плакали, как над этой картиной.
Кадр из фильма «Можжевельник»
Fulcrum Media Finance«Ящик»
режиссер Лоренсо Вигас, программа «Специальные показы»
Венесуэльский постановщик Лоренсо Вигас получил в 2015 году главный приз Венецианского кинофестиваля за свой дебют «Издалека». Как продюсер он работал над всеми последними работами еще одного венецианского (и каннского) любимца, мексиканца Мишеля Франко. А еще был одним из продюсеров «Последней капли» Софии Копполы. «Ящик» Вигаса год назад тоже соревновался за награды Венецианского фестиваля. Вигас вновь исследует мотив отцовской фигуры. Подросток из Мехико отправляется за останками своего отца, найденными в общей могиле где-то на пустошах Северной Мексики. Когда главный герой встречает человека, внешне похожего на погибшего родителя, то начинает подозревать обман.
«Огород»
режиссер Лариса Садилова, основной конкурс
"Бессонница" под открытым небом: в Калужской области прошел фестиваль авторской анимации
В основном конкурсе наибольший интерес последние годы вызывают российские картины. Лариса Садилова вновь исследует российскую провинцию, как, например, и в ее фильмах «С любовью, Лиля» и «Однажды в Трубчевске» (последний был показан в секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля в 2019 году). «Огород» рассказывает о немолодых женщинах, обитающих далеко от столицы. Одна из них разрешает себе полюбить. В ролях Валентина Теличкина, Юрий Кутафин и Ольга Лапшина.
«Молодость»
режиссер Дмитрий Давыдов
Новый фильм одного из главных якутских режиссеров современности Дмитрия Давыдова, выигравшего «Кинотавр» с мистической драмой «Пугало». Давыдов сейчас снимает очень много, но качество от этого не страдает. Весной в прокат вышло его роуд-муви «Нелегал», а совсем недавно на фестивале «Окно в Европу» в Выборге показали «Песни лета». «Молодость» попала в конкурс ММКФ. Герой фильма, 40-летний Василий, так и не найдя счастья за 20 лет жизни в большом городе, возвращается в родную деревню. Там он осознает, что уже никому не нужен.
«Верблюжья дуга»
Третья российская картина в конкурсе ММКФ – «Верблюжья дуга» Виталия Суслина – о провинциальном сапожнике, который пишет мемуары и мечтает о некоем особенном волшебном море.