Информационное агентство Деловой журнал Профиль

"Дело семейное": черная комедия со скелетом в стене

На экранах кинотеатров уже можно посмотреть черную комедию Алекса Уинтера «Дело семейное». Фильм вошел в программу последнего фестиваля в Торонто – одного из самых зрительских в мире. Собственно, главный приз в Торонто – это приз зрительских симпатий. При этом считается, что именно с Торонто стартует оскаровская гонка: многие картины-лауреаты этого смотра потом выигрывали «Оскар» за лучший фильм года. «Дело семейное» поначалу развлекает зрителя черным юмором, но ближе к финалу обретает более глубокое содержание. Не зря же в оригинале картина называется Adulthood – «взросление», «зрелость».

Кадр из фильма "Дело семейное"

Кадр из фильма "Дело семейное"

©"Экспонента Фильм"

Две центральные роли – сестры и брата Мег и Ноа – исполнили Кая Скоделарио и Джош Гэд. Скоделарио прославилась благодаря сериалу «Молокососы», потом сыграла главную роль в мощной экранизации «Грозового перевала» Андреа Арнольд, после чего появилась во франшизе «Бегущий в лабиринте», и, наконец, в прошлом году – в сериале «Джентльмены» Гая Ричи. Актриса обычно изображает сильных женщин, и «Дело семейное» не стало исключением из правил. Джош Гэд известен скорее как комедийный актер, а также как артист, озвучивающий популярные мультфильмы (в «Холодном сердце» оживший снеговик Олаф – это он). В «Деле семейном» же у него есть несколько ярких драматических сцен.

"Метод исключения", "Звук падения" и "Крипер" – громкие новинки проката

У матери главных героев случается инсульт, и брат с сестрой начинают думать о продаже семейного дома. До этого с мамой жила сиделка (Билли Лурд, дочь «принцессы Леи» Кэри Фишер), но, вероятно, скоро родительнице придется найти место в специальном учреждении. Ноа последние годы обитал в Голливуде, пытаясь пробиться в звезды сценаристики. Однако никакого успеха он не добился, и даже квартиру в Лос-Анджелесе герою оплачивала мама. Вернувшись в родной небольшой городок, он намеревается вскоре улететь обратно. Мег, напротив, никуда не уезжала из родных краев, но забот у нее было много: двое маленьких детей, у одного из которых диабет, попытки раскрутить собственный бизнес.

Что Мег и Ноа точно не ожидали обнаружить в подвале родительского дома, так это замурованный в стену труп. Герои тут же по одежде опознают пропавшую тридцать лет назад соседку. Получается, мама и папа – убийцы? Идея сообщить о давнем преступлении быстро отвергается. Что будет тогда с мамой, как они продадут дом и какую репутацию будут иметь члены семьи? В итоге брат с сестрой решают избавиться от трупа, выбросив его в карьер. Они приходят в состояние шока, когда уже на следующее утро его обнаруживает полиция.

Кадр из фильма "Дело семейное"

Кадр из фильма "Дело семейное"

"Экспонента Фильм"

Но страшнее даже другое: сиделка матери узнает о произошедшем и начинает шантажировать Мег и Ноа. А с шантажистами, как известно, лучше не контактировать: ведь они будут требовать все больше и больше. Герои решают обратиться за помощью к своему странному жутковатому кузену (Энтони Кэрриган из сериала «Барри»). В итоге все планы разбиваются о непредсказуемость и абсурд жизни, и развитие событий начинает внезапно напоминать драму «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева. Если бы она была хоть сколько-нибудь смешной.

"Холодное сердце": радикальная версия "Снегурочки"

Но первая ассоциация с «Делом семейным» – конечно, картины братьев Коэн, в которых обыватели ступают на криминальную тропу. Интонационно Алекс Уинтер и сценарист Майкл М. Б. Галвин тоже сделали ленту в коэновской традиции. По ходу развития действия возникают ассоциации и с «Паразитами» Пон Чжун-хо. Сиделка пытается манипулировать братом и сестрой, вызывая у них чувство вины за их социальное превосходство над ней и ее помощником – бывшим мужем (Шон Симмс).

Интересно, что поначалу сочувствие возникает к условно богатым («условно», поскольку брат и сестра все-таки отнюдь не миллионеры), но со временем все становится не так очевидно. Черного и белого в фильме нет – только оттенки серого. Персонажи раскрываются в «Деле семейном» с неожиданных сторон: авторы издеваются над стереотипами. Так, громила-афроамериканец оказывается нежным парикмахером с больными коленями, а миловидная блондинка-сиделка – коварной шантажисткой.

"Умри, моя любовь": как сойти с ума красиво

Финал картины, очерчивающий ее месседж, однако, делает ее индивидуальным произведением. Внезапно оказывается, что мы смотрели фильм о том, как взрослость приходит с ответственностью. С решением проблем, вместо убегания от них, с рассеиванием собственных иллюзий и фантазий. С заботой о родных.

Впрочем, можно его трактовать и по-другому: в каком-то смысле веселее и неожиданнее. Может быть, это картина о том, что родственников, которые знают о тебе больше всего, нужно на всякий случай держать ближе к себе? А то как бы чего не вышло. Ведь только семья знает тебя с самых гадких сторон, в то время как в обществе ты носишь маску приличия. Только члены семьи будут хранить все тайны. А если не захотят – это легко проконтролировать. Такая вот мысль семейная и в то же время параноидальная.

Самое читаемое
Exit mobile version