Профиль

"Дунай": сербские приключения московской девушки

На онлайн-платформе выходит дебютная режиссерская работа сценаристки Любови Мульменко под названием «Дунай». Также в регионах сейчас проходят спецпоказы картины. Меньше недели она была в ограниченном прокате. Он прервался, по крайней мере, временно, из-за нерабочих дней.

©скриншот Youtube

"Не время умирать": эффектное прощание с Крейгом-Бондом

Впрочем, количество сеансов «Дуная» в Москве было прискорбно малым – по одному в день в паре-тройке небольших кинотеатров. И это несмотря на участие фильма в основном конкурсе «Кинотавра», громкое продюсерское имя Валерия Тодоровского в титрах, репутацию Мульменко в кругах кинолюбителей и, вообще-то, зрительский потенциал этой любовной истории. Хорошее российское кино существует, но шансов встретиться со своим зрителем в кинотеатрах у многих фильмов, по сути, практически нет. Спасти положение могут стриминги, благодаря которым уже случился бум качественных отечественных сериалов (популярность которых говорит о том, что запрос на российский контент сейчас велик). Ну что ж, хоть так – хотя за наше талантливое новое кино в жанре арт-мейнстрима все равно обидно.

Главная героиня «Дуная» Надя, которую играет замечательная кино- и театральная актриса Надежда Лумпова, приезжает в отпуск в Белград и знакомится там с местным, говорящим по-русски парнем по имени Неша (дебютант Ненад Васич). Надя – типичная молодая жительница современного мегаполиса: она отвечает на рабочие звонки и помогает коллегам решать задачи даже во время своего законного отдыха и все время словно слегка напряжена. Неша, разумеется, ее полная противоположность: он свободен словно птица. Живет то у одних, то у других друзей, тусуется до утра, зарабатывает, стоя у светофоров и жонглируя, не покупает мобильный, ходит все время в одной и той же простой одежде – в общем, максимально далек от капиталистических ценностей и нынешних идеалов.

За неделю в Белграде Надя настолько оттаивает и настолько очаровывается Нешей и его образом жизни, что решает все бросить и остаться жить в Сербии – тем более есть вероятность, что она ждет от возлюбленного ребенка. Реальность обитания в другой стране ожидаемо оказывается не такой сказочной, какой представлялась. Из стильной, арендованной на время отпуска квартиры приходится переехать к товарищу Неши, который может предоставить паре только кровать под навесом во дворе (пока тепло). Взгляды Неши на некоторые вопросы оказываются довольно патриархальными. Его поведение заставляет нервничать: он может исчезнуть на несколько дней без предупреждения (по словам друга, Неше нужно напитываться энергией природы или что-то вроде того). Что же делать?

"Кошачьи миры Луиса Уэйна": фильм для любителей Камбербэтча и котиков

Любовь Мульменко – одно из важнейших имен для нового российского авторского кино. В 2014 году на «Кинотавре» были представлены ни много ни мало три картины, снятые по сценариям Мульменко и ее соавторов: мелодрама «Еще один год» Оксаны Бычковой с той же Надеждой Лумповой в главной роли, драмы «Комбинат "Надежда"» Наталии Мещаниновой и «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой. Первые две истории были написаны вместе с Наталией Мещаниновой, с которой Мульменко объединяет интонационная точность и тонкое чувствование языка (герои разговаривают как реальные люди, а это для современного российского кино, увы, редкость). Все это сближает их и с Нигиной Сайфуллаевой, с которой Мульменко работала потом также над эротической драмой «Верность».

Ставшая теперь еще и режиссером, Мульменко унаследовала от коллег их умение снимать художественное кино так, словно на самом деле оно чуть ли не документальное. В «Дунае», например, много кадров с ручной дрожащей камерой (оператор – Михаил Хурсевич), которая создает ощущение, будто подглядываешь за реальной жизнью, а актеры, в том числе непрофессиональные, невероятно естественны перед камерой. И в то же время в фильме есть какое-то особенное, характерное и для многих других работ Мульменко-сценаристки, обволакивающее романтическое настроение.

В этом году Любовь Мульменко снова ждал фестивальный триумф, и речь не только об отобранном в конкурс «Кинотавра» «Дунае». Во-первых, Любовь была соавтором сценария картины Киры Коваленко «Разжимая кулаки», победившей в каннской программе «Особый взгляд», а теперь претендующей на попадание в оскаровский шорт-лист в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Во-вторых, она написала русские диалоги для ленты «Купе номер 6» финского постановщика Юхо Куосманена, которой жюри основного конкурса в Канне отдало второй по важности приз смотра, Гран-при.

"Криптополис": анимация для взрослых о зоопарке с фантастическими тварями

«Купе номер 6» должно было выйти в прокат на этой неделе, но из-за закрытия кинотеатров релиз перенесли. Главные роли в фильме, снятом процентов на 99 по-русски, сыграли финская актриса Сейди Хаарла и наш вездесущий в этом году Юра Борисов. Пожалуй, можно сказать, что вместе с «Еще одним годом» и «Купе номер 6» «Дунай» образует трилогию. Мульменко как рассказчицу интересует в этих картинах чередующееся романтическое притяжение и отталкивание людей с разными системами ценностей и жизненными устремлениями, с разным бэкграундом. Она пытается понять, могут ли прийти к общему знаменателю абсолютно непохожие люди в нашем поляризованном мире.

В прекрасном недооцененном «Еще одном годе» в фокусе внимания молодая пара: он зарабатывает как водитель, она активно начинает строить карьеру в медиа. В «Купе номер 6» в поезде Москва-Мурманск знакомятся студентка-интеллектуалка из Финляндии и русский гоповатый шахтер. В «Дунае» мы наблюдаем за девушкой, живущей по правилам большого города, и свободным художником, которому удается выстраивать свое существование так, что он почти не зависит от социума. Оба по-своему обаятельны, оба иногда раздражают, потому что оба – живые.

«Дунай» – самая печальная из этих трех картин, потому что конфликт ценностей главных героев можно трактовать одновременно и как конфликт, с которым внутри самого себя сталкивается едва ли не каждый современный человек. Разрешить его, кажется, невозможно. Мы либо бежим со всех ног и рано или поздно, пытаясь следовать правилам капиталистического мира, неизбежно выдыхаемся, либо живем в свое удовольствие сегодняшним днем, рискуя остаться в бедности и, вероятно, в одиночестве. Как найти баланс между двумя крайностями и нужно ли это делать? Ответа нет. Тупик. Понятно только одно: себя предавать не стоит.

Самое читаемое
Exit mobile version