В основе спектакля, поставленного худруком РАМТа Алексеем Бородиным, одноименный роман Алексея Варламова. Писатель создал портрет своего поколения – тех, для кого начало 1980-х было временем студенческой юности.
Трехчасовая постановка поражает размахом и динамикой (инсценировку сделала драматург Полина Бабушкина, она уже не в первый раз переносит прозу Варламова в театральное измерение). Спектакль полон оригинальных режиссерских находок, в нем задействована половина большой труппы театра, звучит много живой музыки.
В центре истории – студенты, и их отлично играют молодые артисты: Даниил Шперлинг, исполнитель главной роли, Дмитрий Бурукин (роль третьекурсника Сыроеда) и другие. Не меньше впечатляет и старшее поколение: Лариса Гребенщикова, играющая декана филологического факультета Музу Мягонькую, Владимир Василенко, играющий преподавателя истории КПСС Суща, или Тарас Епифанцев в роли бригадира Леши Бешеного.
Сцена из спектакля "Душа моя Павел"
РАМТВ двух словах «Душа моя Павел» – это рассказ о том, как наивный юноша, выросший в закрытом секретном городке и воспитанный на советских идеалах, попадает в совершенно новые для него условия, в которых его идеалы подвергаются суровому испытанию.
Поступив на филологический факультет МГУ, в самом начале учебного года он попадает на картошку – легендарную повинность для советских работников интеллектуального труда. На помощь колхозам-совхозам, не справлявшимся со сбором урожая, власти присылали ученых, студентов и прочих далеких от почвы граждан. Обычно картошка была периодом некоторой интеллектуальной деградации: пьянства, конфликтов с деревенской молодежью, приходившей бить городских, и созерцания запущенности сельского хозяйства. Но для главного героя романа и спектакля Паши Непомилуева картошка, наоборот, становится временем интеллектуального прорыва.
Он приезжает в Москву со своей святыней – тубусом, в котором карта СССР. Прибыв на картошку, Непомилуев первым делом вешает карту на стену, к полному недоумению своих новых соседей – искушенных третьекурсников, слушающих западные радиостанции, занимающихся структурализмом, карате и прочими «несоветскими» делами. Сначала они саркастически смотрят на Павла и его патриотизм, но искренность и прямота Непомилуева вызывают уважение. С другой стороны, под воздействием новых друзей Павел начинает менять свой взгляд на казавшийся ранее безупречным советский строй.
Одна из центральных тем спектакля – любовь к родине. Что она значит, и как она должна выражаться? Должен ли это быть пламенный идеализм не знающего жизни Павла или сарказм и бунтарство его старших товарищей? Или прав Леша Бешеный, который с усмешкой говорит, что он человек не советский, а можайский и ответствен только за свой дом и окрестную землю?
Исторический фон происходящего: ввод советских войск в Афганистан, волнения и забастовки в социалистической Польше и разговоры о том, не введут ли войска и туда. Люди взвинченны, и даже обычная студенческая картошка едва не заканчивается восстанием. «Никогда никакое восстание, никакой бунт ни к чему хорошему в этой стране не приводили и не приведут», – мудро изрекает старшекурсник Бодуэн.
Свежесть спектакля не только в том, что это вечно актуальная история взросления и расставания с иллюзиями, но и в том, что повествование о событиях сорокалетней давности выглядит на редкость современным. Недаром зрители так бурно реагируют на реплики артистов, улавливая в них меткие комментарии к реальности сегодняшнего дня.