Профиль

"Душа моя Павел": актуальное прошлое в новой постановке РАМТа

1980 год, СССР – время и место, по которым одни ностальгируют, тогда как другие стараются как можно крепче их забыть. В новом спектакле Российского академического молодежного театра «Душа моя Павел» позднесоветская эпоха не повод для ностальгии прежде всего потому, что она слишком напоминает эпоху нынешнюю.

Сцена из спектакля «Душа моя Павел»

Сцена из спектакля "Душа моя Павел"

©РАМТ

В основе спектакля, поставленного худруком РАМТа Алексеем Бородиным, одноименный роман Алексея Варламова. Писатель создал портрет своего поколения – тех, для кого начало 1980-х было временем студенческой юности.

Трехчасовая постановка поражает размахом и динамикой (инсценировку сделала драматург Полина Бабушкина, она уже не в первый раз переносит прозу Варламова в театральное измерение). Спектакль полон оригинальных режиссерских находок, в нем задействована половина большой труппы театра, звучит много живой музыки.

В центре истории – студенты, и их отлично играют молодые артисты: Даниил Шперлинг, исполнитель главной роли, Дмитрий Бурукин (роль третьекурсника Сыроеда) и другие. Не меньше впечатляет и старшее поколение: Лариса Гребенщикова, играющая декана филологического факультета Музу Мягонькую, Владимир Василенко, играющий преподавателя истории КПСС Суща, или Тарас Епифанцев в роли бригадира Леши Бешеного.

Сцена из спектакля "Душа моя Павел"

РАМТ

В двух словах «Душа моя Павел» – это рассказ о том, как наивный юноша, выросший в закрытом секретном городке и воспитанный на советских идеалах, попадает в совершенно новые для него условия, в которых его идеалы подвергаются суровому испытанию.

Поступив на филологический факультет МГУ, в самом начале учебного года он попадает на картошку – легендарную повинность для советских работников интеллектуального труда. На помощь колхозам-совхозам, не справлявшимся со сбором урожая, власти присылали ученых, студентов и прочих далеких от почвы граждан. Обычно картошка была периодом некоторой интеллектуальной деградации: пьянства, конфликтов с деревенской молодежью, приходившей бить городских, и созерцания запущенности сельского хозяйства. Но для главного героя романа и спектакля Паши Непомилуева картошка, наоборот, становится временем интеллектуального прорыва.

Он приезжает в Москву со своей святыней – тубусом, в котором карта СССР. Прибыв на картошку, Непомилуев первым делом вешает карту на стену, к полному недоумению своих новых соседей – искушенных третьекурсников, слушающих западные радиостанции, занимающихся структурализмом, карате и прочими «несоветскими» делами. Сначала они саркастически смотрят на Павла и его патриотизм, но искренность и прямота Непомилуева вызывают уважение. С другой стороны, под воздействием новых друзей Павел начинает менять свой взгляд на казавшийся ранее безупречным советский строй.

Одна из центральных тем спектакля – любовь к родине. Что она значит, и как она должна выражаться? Должен ли это быть пламенный идеализм не знающего жизни Павла или сарказм и бунтарство его старших товарищей? Или прав Леша Бешеный, который с усмешкой говорит, что он человек не советский, а можайский и ответствен только за свой дом и окрестную землю?

Исторический фон происходящего: ввод советских войск в Афганистан, волнения и забастовки в социалистической Польше и разговоры о том, не введут ли войска и туда. Люди взвинченны, и даже обычная студенческая картошка едва не заканчивается восстанием. «Никогда никакое восстание, никакой бунт ни к чему хорошему в этой стране не приводили и не приведут», – мудро изрекает старшекурсник Бодуэн.

Свежесть спектакля не только в том, что это вечно актуальная история взросления и расставания с иллюзиями, но и в том, что повествование о событиях сорокалетней давности выглядит на редкость современным. Недаром зрители так бурно реагируют на реплики артистов, улавливая в них меткие комментарии к реальности сегодняшнего дня.

Самое читаемое
Exit mobile version