Пока в кинотеатрах помимо российского кино показывают релизы независимых местных прокатчиков, но вполне вероятно, что и это скоро прекратится. Впрочем, пока есть надежда, что хотя бы те фильмы, которые уже были куплены для проката, можно будет увидеть. Остаются еще стриминги, но и их судьба в России под большим вопросом, ведь и масштабные сериалы имеют отношение к крупным корпорациям вроде Warner. Netflix уже заморозил производство своих первых оригинальных российских сериалов. Пока стриминг хотя бы доступен для просмотра в России: вернулась возможность оплатить подписку с российских карт.
Вся эта ситуация как раз и напоминает об Иране, где доступ к зарубежному кино сильно ограничен – правда, по причине цензуры. В картине главного иранского режиссера-диссидента и политзаключенного Джафара Панахи «Такси», например, есть сцена, в которой герой-водитель (сам Панахи) общается со знакомым продавцом пиратских DVD: только на черном рынке можно заказать и купить, например, невинную «Полночь в Париже» Вуди Аллена. В прокате голливудского кино нет. Что-то подобное может ждать и нас, с поправкой на то, что речь уже будет идти об интернет-пиратстве.
Асгар Фархади, чьи картины «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжер» получили «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», снимает кино чуть более универсальное и менее острое для Ирана, чем Панахи. Последнего, собственно, местные власти вообще отлучили от профессии на двадцать лет и посадили под домашний арест, что не помешало ему каким-то образом снять в городе то же «Такси» и отправить несколько картин на топовые мировые кинофестивали. Как он выкручивается – загадка.
Фархади же успел поработать также во Франции и Испании, с большими звездами (Беренис Бежо, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус), но все-таки его иранские работы более удачны. Его фильмы в большей степени сконцентрированы на знакомых каждому проблемах. Но, безусловно, в них проскальзывают и темы иранского гендерного неравенства, дикости судебной системы (в Иране есть смертная казнь), экономических неурядиц.
https://youtu.be/QKX4mJaY47c
«Герой» посвящен горе-бизнесмену, каллиграфу с обаятельной улыбкой Рахиму (Амир Джадиди), попавшему в долговую тюрьму. Бизнес-партнер героя украл взятые у ростовщика деньги, бывший уже тесть помог с выплатой, но прошло три года, а Рахим так и не смог вернуть ему долг. Герою дают в тюрьме два дня выходных, и за это время Рахим хочет провернуть одну сомнительную операцию. Его тайная невеста Фархондех (Сахар Голдаст) нашла на улице сумку с золотыми монетами, и велико искушение поменять их на деньги, чтобы отдать довольно большую часть долга. Но в последний момент Рахим передумывает и пишет объявление о том, что нашел золото. Вскоре ему в тюрьму звонит какая-то женщина, и сестра Рахима отдает ей деньги: та верно описывает сумку и ее содержимое.
В результате заключенный становится знаменитостью: о нем, благородном и честном, снимают репортаж на ТВ, для него собирает часть средств благотворительная организация (не без помощи сильно заикающегося сына Рахима), ему предлагают работу в администрации города, о нем пишут в газетах. Популярность приводит к тому, что люди в соцсетях начинают сомневаться в порядочности Рахима и его помощников. Может быть, всю историю придумало начальство тюрьмы, которое хочет улучшить репутацию после самоубийства одного из заключенных? Или Рахим изначально просчитал благожелательную реакцию общественности и именно поэтому написал объявление о сумке с золотом? Вопросов становится все больше и больше: со временем вскрываются подробности о том, что Рахим по разным причинам не всегда говорил абсолютную правду.
Фархади вновь сделал тонкий психологический триллер, за перипетиями сюжета которого нужно следить очень внимательно, несмотря на то, что формально событий в картине не так много. Еще интереснее анализировать движения души персонажей, хотя и не всегда реально это сделать: многое остается покрыто тайной – в сегодняшнем мире нельзя быть уверенным ни в чем. «Героя» можно интерпретировать как историю о том, как одна незначительная вроде бы ложь влечет за собой множество других, и приводит все это к катастрофе, причем прежде всего для того, кто всего лишь слегка покривил душой. Даже самые благие намерения способны вывести совсем не в ту сторону и навредить не только себе, но и другим. В конечном итоге центральным в фильме оказывается мотив чести: если репутацию возможно воскресить при помощи тех же инструментов, которые ее и погубили, то внутреннее достоинство восстанавливается только через следование собственному моральному камертону.