«Главный герой» – типичный хай-концепт: оригинальная история, суть которой можно изложить в паре фраз. Сценаристы часто придумывают такие сюжеты, задавая вопрос: «А что, если…?». Например: а что, если герой однажды обнаружит, что он живет внутри компьютерной игры? Именно такое открытие однажды и совершает персонаж Райана Рейнольдса, которого зовут просто Парень (Guy). Парень – обычный банковский клерк в обычном мегаполисе. Правда, почему-то в банк, где он работает, каждый день врываются грабители, а на улице регулярно стреляют, но Парня это вовсе не смущает – другой реальности он не знает. Во время очередного штурма, по привычке ложась на пол лицом вниз, он как ни в чем не бывало продолжает общаться со своим лучшим другом Приятелем – местным охранником. Парень рассказывает ему, что всей душой стремится встретить девушку своей мечты.
https://youtu.be/wnS4A5-vtFA
И вот вскоре, о чудо, он и правда влюбляется с первого взгляда. Милли – ее изображает Джоди Комер, которую все привыкли видеть в образе жестокой убийцы Вилланель в сериале «Убивая Еву», – ему не ровня. Она носит темные очки, и это автоматически означает, что на Парня она никогда в жизни не обратит внимания. Но в матрице происходит сбой: герой случайно ликвидирует грабителя, надевает его очки и открывает для себя дивный новый мир возможностей. Правда, в этом мире изменять свой социальный статус можно преимущественно совершая преступления, а Парню такое не близко. Милли, с которой ему все же удалось познакомиться, подсказывает ему, что на самом деле продвигаться в этой вселенной можно и совершая добрые дела.
Так исключительно положительный Парень становится местной звездой. К сожалению, от Милли он узнает и плохую новость: все наша жизнь – игра не только в метафорическом, но и в буквальном смысле. Но есть и хорошая новость. Парень – аномалия, искусственный интеллект, которому удалось проявить собственную волю: ведь он оказывается NPC, неигровым фоновым персонажем, то есть героем, не управляемым геймером. И, возможно, он способен помочь Милли – живому человеку – спасти свой мир от уничтожения, грозящего ему из-за создателя игры Антуана (в этом образе – дико смешной режиссер и актер Тайка Вайтити).
Конечно, «Главный герой» во многом напоминает «Шоу Трумана» Питера Уира с Джимом Кэрри, причем даже в деталях. В оригинале, кстати, фильм Шона Леви называется вовсе не «Главный герой», а Free Guy – «Свободный парень», что перекликается с «настоящим человеком» (Truman – реальное имя и в то же время, вероятно, искаженное «true man»). Персонажи этих картин очень долгое время не осознают, что их жизнь не вполне реальна, а выстроенный вокруг них мир – фикция. Обоих расшевелит и заставит выбраться из накатанной колеи любовь к девушке. Обоим, чтобы спастись, придется преодолеть море, символизирующее свободу. В конце концов, оба фильма критикуют корпорации, превращающие людей в марионеток, а в «Главном герое» еще и ворующие чужие идеи.
Но если «Шоу Трумана» – скорее серьезная сюрреалистическая притча, то «Главный герой» – экшен, комедия и мелодрама в одном флаконе с забавными, вызывающими симпатию персонажами и милыми шутками. Особенно остроумен в картине троллинг гипермаскулинности: у персонажа Райана Рейнольдса в финале появляется дураковатый двойник-бодибилдер. И все-таки говорят эти картины примерно об одном: о том, как легко можно застрять в рутине, погрузиться в день сурка. О том, что необходимо начать прислушиваться к себе, к своим истинным желаниям – и только тогда можно стать хозяином своей собственной судьбы, ее главным героем. Конечно, сейчас эту мысль транслируют все инстаграмы страны, а в ленте Шона Леви ее проговаривают чуть ли не прямым текстом раз пять. Но менее верной и мотивирующей ведь она от этого не становится?
Если не воспринимать сюжет «Главного героя» исключительно как метафору, то в фильме можно отыскать и не самый очевидный месседж о защите прав искусственного интеллекта, причем бестелесного. В картине виртуальные люди приравнены к реальным – у них есть чувства и желания, – и посему они не должны быть объектами эксплуатации. «Главный герой» забавно рифмуется с релизом прошлой недели, романтической драмой «Я создан для тебя» Марии Шрадер, где роботы, кажется, тоже были способны любить людей. Правда, создатели «Главного героя» все же призывают от таких межвидовых близких контактов отказаться. А еще «Главный герой» – ода пацифизму, в том числе и игровому: не лучше ли вместо шутера поиграть в медитативную инди-игру, персонажи которой просто живут и развиваются?