Узнал бы сам Данте в стальных изваяниях образы своего произведения - с этого вопроса началась беседа корреспондента «Профиля» с автором – архитектором и скульптором Василием Клюкиным.
Василий Клюкин
© Пресс-служба выставки
- Надеюсь, что Данте бы понравились стихи к аудиогиду, которые я постарался написать в его стиле. Из «Божественной комедии» мной взята только структура Ада (Инферно) - девять кругов – где томятся люди, которых Данте знал и счел достойными наказания.
Я не вправе судить людей. «Белое - это иногда замаскированное черное, а черное - часто одураченное белое» - под этими словами французского писателя Эмиля Ажара готов подписаться.
Должен признаться, что у меня не получилось достичь своей поставленной цели - создать выставку о последствиях Пластикового Загрязнения. Все потому, что часть выставки оказалась сильнее основного концепта. В результате In Dante Veritas стала иллюстрацией человеческих пороков, неким визуальным справочником на тему, что такое Зло, по каким причинам наши изначально белые души подчас окрашиваются в серые или даже черные цвета, с чем каждому надо бороться внутри себя.
- Вы увековечили человеческие пороки в стали - 15 тонн листового металла! Это материал прочный, но все-таки не вечный. Как считаете, у людей есть надежда когда-нибудь избавиться от своих слабостей и недостатков?
- Нет, да и не нужно. Это ведь не грехи, а пороки - наша суть человеческая, нити и полотно, из которых мы все сшиты. Смысл не в том, чтобы их победить, а в том, чтобы уметь с ними бороться. Можно сказать, что каждый человек настоящая Солнечная система. Душа – в центре, а вокруг нее вращаются плохие и хорошие качества. Не надо их пытаться уничтожить, надо стараться выстроить правильную систему координат, чтобы хорошее - притягивать, а плохое - отталкивать.
- В Русском музее Санкт-Петербурга ваша выставка имела несомненный успех - 200 тысяч посетителей за три месяца. Повторяет ли его Москва?
- В столице посетителей примерно раз в 10 меньше, хотя отзывов и рекомендаций в соцсетях в сотни раз больше. К сожалению, должен признать, что Москва-Сити сегодня в большей степени деловой центр и в значительно меньшей степени - культурный. Я сильно ошибся с местом проведения выставки. In Dante Veritas поддержали все, к кому я обратился. Все кроме руководства ПАО Сити. Этим людям, похоже, вообще ничего не надо. Мусор вывезти, охрану обеспечить - пожалуйста. Но не более того.
Всадники Апокалипсиса
© Пресс-служба выставки
Не удивительно, что за 12 лет полноценного существования Москва-сити, обладающая огромным потенциалом, так и не стала культовым место для арта. Это не Нью-Йорк и не Париж с Лондоном. Смешно сказать, я могу поставить свои работы на 5-й Авеню, на улицах Венеции и Монако, но нет такой возможности в Москве - в Сити. Спасибо владельцу Capital Group Павлу Тё. Он разместил золотую Маску Данте на своей территории. Она там смотрится замечательно - просто космос!
- Когда In Dante Veritas увидят в Европе и Америке? Такие планы, насколько знаю, у вас есть.
- Нью Йорк обязательно будет, но в конце 2019 года. А все мои мысли сейчас о Венеции. Проведение выставок в Москве и Петербурге – это была своего генеральная репетиция перед Биеннале. Цель в Венеции амбициозная - создать самую яркую выставку сезона. Программа минимум – войти в ТОП-3, любой другой результат расценю как полный провал. В январе станет ясно, получу ли статус участника официальной программы. Для меня это имеет принципиальное значение, поскольку бюджет большой, а статус участника официальной программы Биенале привлекателен для западных спонсоров. Ну а смогу ли я привлечь российских - увидим. Многим не помешает улучшить свой имидж на Западе.
Беседовал Игорь Наумов