Наверх
17 февраля 2020
USD EUR

Иранская история в сюжетах почтовых марок: Республиканский период

Первая часть обзора сюжетов иранских марок — здесь

Исламская революция в Иране, в результате которой власть перешла к шиитскому духовенству, определила изменения, произошедшие в политической, экономической и культурной жизни государства в последней четверти XX – начале XXI веков. Новое руководство страны во главе с аятоллой Хомейни, а позже и его преемником аятоллой Хаменеи, попыталось построить общество социальной справедливости. При этом была поставлена задача, опираясь на исламские религиозные принципы, создать и реализовать на практике такую теорию государственного развития, которая могла бы стать альтернативой западным доктринам, использовавшимся шахом.

Марка стандартного выпуска 1980 года

Первое десятилетие после революции  можно назвать временем «исламского эксперимента» по формированию нового общества. Оно строилось частично на религиозных догматах, частично на принципах традиционализма, а частично на отрицании накопленного шахскими династиями опыта. В результате, тематика иранских марок этого периода во многом стала отражением тематики предшествующих эпох.

Стандартный выпуск 1980 года был достаточно простым и непритязательным. На фоне орнаментального узора художники написали новое самоназвание страны «Исламская Республика Иран» (ИРИ). Отсутствие четкой символики объясняется, в первую очередь, сумятицей первых революционных лет и общей идеологической неразберихой. Различные, зачастую противоборствующие, политические группировки (даже внутри духовенства), заявив о намерении строить исламское общество, вкладывали в это понятие разные, иногда даже взаимоисключающие принципы. Инициатива в подобных условиях была наказуема, а создателям иранской марки было даже непонятно дозволено ли теперь изображение людей и животных или же запрещено, как того требует ислам.

Новые идеологические принципы, которые могли быть отображены на знаках почтовой оплаты, окончательно сформировалась к 1981 году. Тогда же был сделан второй стандартный выпуск республиканского периода, во многом определивший последующую тематику иранских марок – «победа революции и ее завоевания» (иллюстрация 15).

Мотивы революционной борьбы

В первое послереволюционное десятилетие практически ежегодно печатались памятные марки, посвященные очередной годовщине ключевых событий февраля 1979-го, а также всеобщего референдума, который определил форму правления современного Ирана. Широко тиражировались наиболее известные и облетевшие весь мир изображения возвращения в Тегеран из изгнания имама Хомейни, уничтожения шахских статуй на центральных площадях крупных городов, столкновений с полицией. Свойственный шиитам культ мучеников, пострадавших во имя веры, так же стал основой для дизайна марок. В первое десятилетие после Исламской революции выпускались целые серии с изображением убитых шахскими властями или погибших в необъявленной гражданской войне, развернувшейся после «победы» исламского движения, религиозных деятелей. В некоторых случаях так же отмечались годовщины того или иного восстания при Мохаммаде Реза-шахе.

Новым символом Ирана в 1980-х вместо шаха и модернизации становится народ, ведомый духовенством. Распространенный мотив — изображения намаза, толп людей среди которых есть представители религиозных кругов. Как и шахский, новый режим старался подчеркнуть, что заботится о людях: появляются марки, чей дизайн так или иначе связан с создающейся системой социальной защиты — например, портреты ветеранов и инвалидов революции и войн. Эти марки также наглядно демонстрируют, что в новом Иране личность неотделима от общества. Мнение «большинства» играет ключевую роль. Амбициозность, стремление к успеху и обеспечению материальных интересов не порицаются и признаются важными, но богатство не должно быть чрезмерным. Нужды каждого удовлетворяются в соответствии с его личными потребностями. Глобальная цель – при сохранении неравенства, снять социальное напряжение. Каждый может обогащаться до тех пор, пока это не начинает раздражать общество, окружающих, соседей.

Военно-патриотическая тематика становится особо востребованной после начала войны с Ираком (1980 – 1988 гг.), получившей в иранской историографии называние «Священная оборона». Этот кровопролитный конфликт (потери сторон составили не менее миллиона человек) в сознании иранцев занимает то же место, что Великая Отечественная война у нас. Раздираемая внутренними противоречиями, измотанная революционными перипетиями ИРИ смогла противопоставить поддерживаемому рядом западных стран технически лучше оснащенному Ираку только мужество восемнадцатилетних мальчишек. Их подвигу в 1980-х посвящены целые серии марок.

Прежде закрытая и не поощрявшаяся шахским руководством религиозная тематика оказалась представлена весьма широко. Практически ежегодно в Иране стали выходить серии, посвященные пророкам Мухаммаду и Исе, почитаемым имамам Али, Хасану, Хосейну, Махди, наступлению времени поста – месяцу рамазану или периоду паломничества в Мекку и т.д.

В итоге, за период с 1979-го по 1989 год складываются новые законы оформления иранских почтовых марок. Возникает целый ряд изобразительных сюжетов, связанных с победой Исламской революции, войны с Ираком, пропагандой норм мусульманской морали, главенством религиозного начала, противостоянием с агрессивным внешним окружением, а также мессианской концепции ИРИ, как защитницы угнетенных народов. При этом нельзя сказать, что с традицией шахских времен было покончено. По сути произошла эволюция прежней тройки основных тем: место шаха («отца нации») занимает ведомый духовенством народ, создающий не менее заботливое исламское государство; тема модернизации по западному образцу заменяется революционными достижениями; а древнеиранские исторические корни – историей мусульманского периода. Именно эта преемственность и обеспечит дальнейшую эволюцию иранских марок, чему в немалой степени поспособствуют внутренние социально-экономические и политические перемены 1988 – 1989 годов.

К 1989-у перед руководством ИРИ достаточно остро встал вопрос пересмотра основных направлений стратегии развития. Созданная к тому моменту система с сильным государственным регулированием позволила исламскому режиму укрепиться, подавить внутреннюю оппозицию и выстоять в тяжелейшей войне с Ираком. В тоже время, к 1989 году экономика страны приходит в упадок, что провоцирует рост социального напряжения. В 1988-м заканчивается ирано-иракская война, а в 1989-м умирает символ Исламской революции — Верховный лидер Хомейни, чье место занимает более гибкий и осторожный Хаменеи. Снижается и внутренний накал революционных страстей. Приходит понимание, что экспорт исламской революции в общемировом масштабе — утопия.

Все это сказывается на иранских марках: исчезают популярные в 1980-х сюжеты, связанные с романтическим фанатизмом и агрессией вооруженной борьбы. По инерции в 1992, 1993 и 1994 годах выходят марки в поддержку мусульман Боснии и Герцеговины, однако чеченский сепаратизмы темой для изображений на марках уже не становится. Без особой нужды не подчеркивается и тлеющий конфликт с США. Прежний интерес сохраняется лишь к борьбе палестинцев с Израилем. Однако происходит это больше по соображениям практической выгоды, нежели из идеологических убеждений: периодически Тегеран вынужден доказывать свое право играть роль защитника интересов мировой мусульманской общины, что де-факто служит прикрытием для его действий по укреплению позиций в регионе.

Все чаще, как и в период правления Мохаммада Реза Пехлеви, выпуски марок в честь интернациональных праздников, событий и дат служат показателем включенности ИРИ в систему международных отношений, ее готовности к диалогу. Об этом же свидетельствуют и активно издающиеся в Иране с 1990-х совместные выпуски. Поводы для их эмитирования находятся разные, как правило, это юбилеи установления дипломатических отношений, сотрудничество в технической и культурной сферах.

Тема Исламской революции продолжает оставаться одной из главных, однако и тут происходят изменения. Постепенно размываются связанные с ней идеи мученичества, а символику жертвенности и страданий начинают заменять образы, позволяющие трактовать это историческое событие, как начальную веху новой эры, с которой связаны надежды на процветание.

Иранская марка, посвященная войне с Ираком

В почтовых знаках 1990-х происходит смещение внимания с самого факта осуществления революции (в некоторые годы не выходит даже обязательная для 1980-х марка, отмечающая очередную годовщину победы над шахом и образования ИРИ) на те успехи, которые были достигнуты после 1979 года. Прагматики во власти сознательно решили уйти от темы страданий, тяжело воспринимавшейся в измотанной войной стране. Даже изображения на марках, посвященных ирано-иракскому конфликту, уже не касались темы смерти непосредственно. Перечисление достижений и уверенность в будущем должны были отвлечь от насущных проблем, снять накапливающееся в обществе напряжение и усталость. Пеачтаются марки, изображающие восстановление разрушенных войной предприятий, пуск новых производств, использование передовых технологий. Апофеозом этой линии можно считать стандартную серию 1997 года «Достижения» (иногда может называться «Прогресс»).

Со смертью Хомейни вокруг его образа в марках создается настоящий культ (в частности, существует серия, описывающая жизненный путь творца революции). Портрет Верховного лидера начинает подменять «кровавые» атрибуты революции, которые и без того все больше изображаются аллегорически. Происходит эволюция главной символики ИРИ – народа, ведомого духовенством. С 1989-го «мудрое руководство» обретает конкретное выражение — Хомейни, образ которого во многом берет на себя роль, которую до 1979 года играли на марках шахи .

Марки с изображениями аятоллы Хомейни

Все чаще печатаются марки, изображения на которых связаны с культурой и историей страны. Несмотря на то, что основное внимание по-прежнему уделяется средневековью, постепенно на марки возвращаются сюжеты доисламского периода. Меньше выпячивается влияние религиозных аспектов на указанную тематику.

В целом иранская марка становится менее политизированной. Воспитательно-идеологический накал поддерживается лишь в ограниченном наборе вопросов. В современном Иране все чаще выходят серии, не требующие аккуратного взвешивания их идеологической компоненты — изображения природы и фауны.

Подводя промежуточный итог истории иранской марки, можно сказать, что за более чем 140 лет ее художниками и создателями был выработан особый стиль подачи материала и определен круг освещаемых вопросов, позволяющий говорить о самобытности местных знаков почтовой оплаты. Традиционно идейным стержнем издаваемых в Персии, а затем и в Иране марок служили три темы: символы суверенитета страны (в разные периоды это были герб, знамя, парламент, шах, Верховный лидер исламской революции, народ и т.д.), ее научно-технические успехи и историческое наследие. Именно вокруг этой тройки и шло формирование остальных, «побочных» сюжетов, которые могли то появляться, то исчезать в зависимости от особенностей исторического периода.

Важная особенность марок Ирана — использование их в качестве средства политической пропаганды. В результате, почтовые знаки этой страны оказались тесно связаны с большинством проходивших в ней процессов, став, таким образом, ценным историческим свидетельством. В то же время излишняя политизированность привела к неразвитости или позднему появлению целого ряда сюжетов (национальная этнография, природа и фауна, космос).

Сегодня иранская марка, как и сама ИРИ, продолжает всесторонне развиваться. С одной стороны, этот процесс идет в русле общемировых тенденций, а с другой – сохраняет национальную специфику, делающую местную марку самобытным явлением, имеющим яркий национально-культурный окрас.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK